В Багдаде объявлено о предстоящих в ближайшее время важных изменениях в структуре иракской нефтяной промышленности. Разрабатывается новый «основной закон о добыче нефти» и планируется создание государственной нефтяной компании.
Значение этих мероприятий можно в полной мере оценить, если учесть, что нефть, являющаяся основным богатством Ирака, эксплуатируется иностранной компанией Ирак петролеум. Компания контролируется английским капиталом, но в ней участвует также американский и французский капитал. По концессионным соглашениям 1925 и 1952 годов, Ирак петролеум захватила монополию на разведку и добычу нефти. Размеры ее концессии были не намного меньше территории страны.
С 1950 по 1961 год компания выкачала в районах Киркука, Мосула (где действует ее дочерняя фирма Мосул петролеум компани) и Басры (здесь действует другой ее филиал — Басра петролеум компани) 354 миллиона тонн нефти и от одной лишь добычи нефти получила более двух миллиардов долларов чистой прибыли. Она многократно окупила все вложенные капиталы, которые в 1955 году составляли более 300 миллионов долларов.
Подобный грабеж был санкционирован монархическими правителями Ирака, которые являлись по сути дела агентами Ирак петролеум. Но после свержения монархического режима в 1958 году республиканское правительство решило серьезно заняться вопросом о деятельности этой компании.
Прежде всего были приняты меры по созданию национальной нефтяной промышленности, независимой от монополий. В ноябре 1958 года правительство национализировало небольшую концессию, принадлежавшую компании Бритиш петролеум* на востоке страны, и создало таким образом базу для добычи нефти собственными силами. В 1959 году иракские власти отобрали у английских фирм контроль над внутренним рынком нефти и двумя нефтеперерабатывающими заводами.
Значительное содействие в развитии национальной нефтяной промышленности Ирак получил от Советского Союза и Чехословакии. По просьбе иракского правительства советские специалисты помогли Ираку наладить работу завода в Дора и подготовить иракских специалистов для этого завода. В 1960—1961 годах советские специалисты проводили поиски нефти в районе Джария Пик. По сообщению иракской печати, между Багдадом и Прагой достигнуто соглашение, по которому Чехословакия окажет техническое содействие Ираку в сооружении крупного нефтеперерабатывающего завода в районе Басры. Одновременно правительство постаралось наладить самостоятельный экспорт той нефти, которую Ирак петролеум по соглашению от 1952 года передает в распоряжение Ирака в счет концессионных платежей (12,5 процента добычи).
Однако при всей важности этих мер они, конечно, не освобождают Ирак от кабального соглашения 1952 года.
Переговоры правительства Иракской Республики с представителями Ирак петролеум относительно пересмотра этого соглашения начались еще в августе 1958 года и продолжались с перерывами до декабря 1961 года.
В апреле 1961 года иракская сторона предъявила компании меморандум, содержащий 12 требований, которые вместе с разъяснениями министерства нефтяной промышленности были опубликованы в иракской печати.
Правительство Ирака исходит из того, что соглашение 1952 года не может иметь законной силы, так как оно было заключено между неравноправными сторонами. В разъяснении министерства нефтяной промышленности по этому поводу говорится:
«Эти концессии не были предоставлены иракской стороной. Соглашения о них навязаны Ираку в такой форме, когда он не мог не согласиться с ними в результате диктата, хотя эти соглашения явились очевидным ущемлением прав страны… Однако условия изменились. В Ираке произошла революция… Ирак стал свободным и независимым. Все это делает эти концессии неприемлемыми для нового положения».
— Вы получили свои права от людей, которые были предателями своей страны, — заявил Касем главе делегации Ирак петролеум Фишеру в октябре 1961 года.
Какие же конкретные требования выдвинул Ирак?
Прежде всего — отказ компании от неиспользуемой территории. Иракская делегация указала, что Ирак петролеум и оба ее филиала используют не более одного процента концессионной территории. Это наносит ущерб интересам Ирака, ибо значительная часть его нефтяных богатств лежит втуне. 18 декабря 1961 года газета «Ирак таймс» назвала 16 месторождений, где иностранные компании не хотели добывать нефть.
Ирак петролеум попыталась увильнуть от удовлетворения этого требования. Не отказываясь вернуть неиспользуемые территории, она поставила два условия: во-первых, не все участки будут возвращены сразу; во-вторых, подлежащие возврату участки должны быть определены самой компанией. Иракская сторона не согласилась с такими условиями.
Ирак настаивал далее на передаче ему 20 процентов акций Ирак петролеум, что, кстати говоря, предусмотрено статьей 34 соглашения 1952 года. Однако представители компании заявили, что она-де «частная фирма», акции которой полностью приобретены трестами-учредителями и не выпускаются на рынок.
Хозяева Ирак петролеум отказались удовлетворить и такое справедливое требование иракского правительства, как увеличение его доли в доходах от нефти. Сейчас доходы распределяются формально по принципу 50 : 50, но на деле Ирак получает гораздо меньше.
По соглашению 1952 года, Ирак имеет право на половину прибылей лишь от продажи нефти в сыром виде. Владельцы же Ирак петролеум немало зарабатывают на переработке, транспортировке и сбыте нефти. Но доходы от этих операций акционеры компании целиком кладут в свои сейфы.
Далее, базой для исчисления концессионных платежей служат продажные цены на сырую нефть, а основными покупателями иракской нефти являются монополии, владеющие акциями Ирак петролеум. Иначе говоря, они как бы продают нефть сами себе. Поэтому монополистам выгодно занижать эти цены — сами они ничего от этого не теряют, а доходы Ирака падают. В итоге Ирак получает лишь 20 — 25 процентов от всей суммы прибылей, выручаемых монополиями.
Чтобы гарантировать себя от подобных махинаций, иракская сторона потребовала назначить ее представителей в правление Ирак петролеум в Лондоне, создать совместную комиссию для контроля над расходами компании, провести постепенную «иракизацию» ее аппарата, использовать иракские танкеры при транспортировке нефти. Представители компании отказались удовлетворить большинство из этих требований, согласившись для видимости лишь на уступки по второстепенным вопросам.
Тактика Ирак петролеум на переговорах свидетельствовала о том, что ее хозяева нисколько не стремятся договориться с Ираком на приемлемой для него основе. Они прибегали к бесконечным проволочкам, несколько раз прерывали переговоры.
Все это переполнило чашу терпения иракцев. 11 декабря 1961 года правительство Касема приняло закон № 80, который изъял из концессионной территории 99,5 процента ее площади и оставил за компанией лишь площадь в 750 квадратных миль, где непосредственно ведется добыча нефти.
Комментируя принятие закона, Касем сказал:
— Мы заявили всему миру, что добивались своих прав путем обсуждения и переговоров. Но безуспешно, Монополистические компании… в своей деятельности опираются на эксплуатацию народа и на выкачивание богатств из нашей страны, придерживаются прежних, империалистических взглядов и отказываются изменить их. Нам осталось лишь одно — пойти по другому пути, а именно: по пути принятия закона о нефти, который мы утвердили и который восстановил одно из прав иракского народа…
Закон № 80 не нанес материального ущерба интересам Ирак петролеум. Багдадская газета «Аль-Байян» писала 2 марта 1962 года, что запасы нефти в районах, оставленных компании, вполне достаточны для того, чтобы увеличить добычу до 70 миллионов тонн в год. А лондонский журнал «Петролеум пресс сервис» признал., что этих запасов хватит для поддержания такого уровня добычи еще в течение 50 лет.
Решение багдадского правительства вызвало в лагере нефтяных магнатов настоящую истерию. Они опасаются, что победа Ирака вызовет цепную реакцию в других нефтедобывающих странах. Их рупор «Петролеум пресс сервис» выступил с угрозами по адресу Ирака, заявив, что новый закон «может лишь нанести ущерб его международному положению». Намекая на то, что монополии не остановятся в Ираке перед широким саботажем, журнал писал: «Вряд ли такая компания, как Ирак петролеум, при подобных обстоятельствах будет продолжать вкладывать капитал и развивать нефтяную промышленность, вряд ли другой новый капитал будет привлечен в страну».
В этой обстановке правительство Касема объявило о разработке «основного закона о добыче нефти» и о подготовке к созданию национальной нефтяной компании.
* Этой английской компании принадлежат 23,75 процента акций Ирак петролеум.
Р. Андреасян
Новое время. Внешнеполитический еженедельник. № 15 за 1962 г. (6 апреля 1962)
Рейтинг STRANOVEDUS.ru основан на 11 блоках и 88 критериях, охватывающих литературу, искусство, науку, медиа, туризм, символику, историю, традиции, географию и спорт. Итоговый балл (максимум 8800) показывает культурно-исторический вклад страны, распределяя её от «цивилизационной вершины» до «локального значения». Оценки максимально объективны, но не полны: реальная культура всегда богаче рейтинга, и его цель — лишь наглядно выявить ключевые точки интереса — персон, места и события, формирующие облик страны.


Рейтинг STRANOVEDUS.ru основан на 11 блоках и 88 критериях, охватывающих литературу, искусство, науку, медиа, туризм, символику, историю, традиции, географию и спорт. Итоговый балл (максимум 8800) показывает культурно-исторический вклад страны, распределяя её от «цивилизационной вершины» до «локального значения». Оценки максимально объективны, но не полны: реальная культура всегда богаче рейтинга, и его цель — лишь наглядно выявить ключевые точки интереса — персон, места и события, формирующие облик страны.












