БИБЛИОГРАФИЯ
С. CLARKE «England under Hitler», Ballantine Books, New-York, 1961.
Конец лета 1940 года. Гитлеровские армии победоносным маршем прошли по полям Европы. Польша, Бельгия, Дания, Голландия, Норвегия, Чехословакия, Франция и другие страны уже повержены. Казалось, теперь очередь за Англией. В больших городах и маленьких деревушках сотни тысяч англичан изо дня в день с замиранием сердца прислушивались, не ударил ли набатный колокол — страшный знак того, что вторжение немецких войск на Британские острова началось.
В начале сентября на побережье графства Кент были задержаны четыре немецких агента. Они показали» что вторжение может произойти в любой момент: была бы благоприятная погода.
Премьер-министр У. Черчилль дал приказ держать наготове самолеты для эвакуации английского правительства. Блокировались и минировались дороги. Секретные подразделения полковника Колина Габбинса, которые должны были организовать движение сопротивления на оккупированной врагом английской территории, приводятся в состояние боевой готовности…
Многим было ясно: если вторжение произойдет, Англии не устоять. Слишком еще слаба была ее армия после поражения на континенте.
В страшном напряжении проходили дни, но колокола не звонили.
Продолжая создавать видимость готовящейся высадки на Британские острова, фашистская верхушка уже решила перенести центр тяжести военных действий с Запада на Восток. 9 августа 1940 года накануне крупного налета германской авиации на Англию, гитлеровское командование издало приказ «Ауфбау-Ост», положивший начало практической подготовке к войне с Советским Союзом. К этому времени план нападения на Советский Союз — план Барбаросса — был уже в основном готов. Это было главным, что спасло Англию.
Ну, а если бы история развивалась иначе, если бы вторжение через Ламанш все-таки произошло? Что ожидало бы тогда Англию и англичан? Какую судьбу уготовил им германский фашизм?
В поисках ответа на этот вопрос английский журналист К. Кларк трижды посетил Западную Германию, разыскивая бывших нацистов и эсэсовцев, более 20 лет тому назад разрабатывавших «новый порядок» для Англии. Немало времени провел он в архивах, изучая фашистские документы и секретные досье С С, захваченные во время войны. Итогом этой работы была книга «Англия под властью Гитлера». В ней автор рисует картину оккупированных Британских островов и трагическую судьбу, ожидавшую их население в случае, если бы гитлеровцам удалось водрузить фашистскую свастику на башне Большого Бена.
В книге Кларка нет вымысла. Единственный «придуманный» им эпизод — это «Пролог», где дана картина уничтожения эсэсовцами жителей английской деревни. Но и эта картина, по словам автора, основана «на точных нацистских планах» (стр. 11). Реальными лицами являются и эсэсовцы, выведенные в «Прологе». Сохранены даже их фамилии: Ламмердинг и Кнохлейн. И пусть массовые убийства учинялись ими не в Англии, а в оккупированной Франции, где по приказу Кнохлейна были расстреляны 100 английских солдат 2-го Королевского Норфолкского полка и где солдаты Ламмердинга истребили жителей деревни Орадур-сюр-Глан. Кнохлейн, Ламмердинг и им подобные учинили бы то же самое в Англии, если бы они могли это сделать.
«Планы, которые гитлеровцы готовили для Англии.., — пишет Кларк, — были еще более жестокими. Чтобы убедиться в этом, нужно лишь послушать рассказы людей, ныне еще живущих, которые подготовляли и могли бы осуществить террор, а также познакомиться с секретными документами, найденными в нацистских досье» (стр. 22).
В наши дни историки и мемуаристы Западной Германии, стараясь успокоить своих союзников по НАТО, доказывают, что Гитлер никогда всерьез не помышлял о захвате Британских островов, что единственной его целью была борьба с коммунизмом.
Материалы книги Кларка разоблачают эту ложь. «Правда заключается в том, — пишет Кларк, — что тень свастики легла на Британию задолго до 1940 года… Нацисты приступили к подготовке захвата и порабощения Англии с самого начала своей деятельности» (стр. 53—54).
В небольшом скромном доме на окраине Иннсбрука живет некто Вальтер Христиан. Благообразная внешность и очки в толстой роговой оправе делают его похожим на ученого. Он живет тихо и спокойно, как «частное лицо». А 25 лет назад Вальтер Христиан занимал весьма ответственные посты в разведывательных органах фашистской Германии.
Начав со шпионской работы в Испании и Гибралтаре, а затем в Англии, он незадолго до войны был назначен руководителем специального подотдела 6-го отдела Главного управления имперской безопасности, которое возглавлял Гейдрих. Этот специальный подотдел занимался сбором шпионских сведений в Англии и Британской империи. После разгрома Франции Вальтер Христиан по личному поручению Гитлера составил подробный доклад, в котором свел воедино все шпионские данные о Великобритании, накопленные за многие годы 6-м отделом. Гитлер остался доволен и передал через Гейдриха благодарность Вальтеру Христиану.
Доклад Христиана содержал более 600 страниц. В нем были собраны самые разнообразные сведения об Англии: о ее экономике и культуре, государственном устройстве, политических партиях и тому подобное. К докладу прилагалось множество карт, схем, фотографий, списков различных организаций и отдельных лиц. Особое место среди них занимал так называемый «черный описок», включавший имена 2 700 общественных и политических деятелей, подлежащих немедленному аресту после того, как состоится гитлеровское вторжение на Британские острова.
Для быстрейшего осуществления такой операции, как массовые аресты, намечалось создать специальные штурмовые отряды.
Волну террора, которая должна была прокатиться по Англии, рекомендовалось прикрыть широкой пропагандистской кампанией. Согласно рекомендациям Христиана, следовало убеждать население, что «реальный враг в Европе — не Германия, а коммунистическая Россия» и что все должны объединиться под руководством Германии «в борьбе против России» (стр. 62). Так, прикрываясь флагом антикоммунизма, германский фашизм собирался душить Англию.
Материалы доклада Христиана в дальнейшем были использованы при составлении специальных руководств для офицеров армии вторжения, эсэсовцев и будущих оккупационных властей.
В первом потоке самолетов, несущих через Ламанш германские десантные части, должно было лететь специальное соединение капитана СС Отто Бегуса. Перед ним была поставлена задача: сбросить парашютный десант в районе Букингемского дворца, внезапным ударом уничтожить охрану и захватить королевскую семью. О том, как подробно была разработана эта операция, говорит, например, тот факт, что Бегус получил специальные инструкции о форме обращения к пленному английскому королю.
Гитлеровское командование рассчитывало, что в случае успеха этого плана сопротивление англичан будет сломлено быстрее.
Основы «нового порядка», который гитлеровцы собирались установить в Англии, были изложены в двух документах: обращение к населению и приказ военной администрации № 3000/40. Обращение гласит:
«Английская территория, оккупированная германскими войсками, будет находиться под управлением германской военной администрации… Все безрассудные действия, саботаж любого рода, активное или пассивное сопротивление германской армии вызовут ответные меры…» (стр. 46). Под обращением стояла подпись генерала Брау-хича.
Другой документ под грифом «Совершенно секретно» был подписан начальником генерального штаба генералом Гальдером. Документ датирован 9 сентября 1940 года. В нем говорится:
«Главная задача военной администрации в Англии заключается в том, чтобы обеспечить использование рабочей силы Англии в интересах германских вооруженных сил и германской военной экономики… Все здоровое мужское население в возрасте от 17 до 45 лет должно быть в возможно короткие сроки отправлено на континент, если положение на месте не потребует сделать иначе» (стр. 47, 48). Для приема этих рабов на французском побережье уже начали сооружаться концентрационные лагеря.
Гитлеровцы собирались осуществить грабеж экономических и людских ресурсов Англии под флагом «законности и порядка». Фашистские юристы разработали специальное «законодательство» для Англии. Цель этого законодательства, пишет Кларк, состояла в том, «чтобы ввергнуть английский народ в состояние полного и постоянного рабства» (стр. 69).
В качестве одной из мер поддержания «законности и порядка» приказ № 3000/40 вводил институт заложников. За каждого убитого немецкого солдата предполагалось казнить от 10 до 100 человек, а в случае сопротивления — уничтожать всю общину (как в Орадур-сюр-Глан!).
О страшной судьбе, которую готовили немецкие фашисты Англии и ее народу, откровенно говорил нацистский «эксперт по расовым проблемам» Вальтер Дар-ре. «Как только мы разгромим Англию, — сказал он в одной из своих речей, — мы покончим с англичанами раз и навсегда. Здоровые мужчины будут отправлены на континент в качестве рабов. Старые и больные будут уничтожены…» (стр, 51).
Но были не только дьявольские планы. Был и человек, ответственный за претворение их в жизнь. Звали его Франц Альфред Зикс.
За военные преступления Зикс в 1947 году был приговорен военным трибуналом к 20 годам лишения свободы. Но прошло всего несколько лет, и этот преступник оказался на свободе. Сейчас Зикс живет в «прелестном домике» на берегу озера в Южной Германии.
Рассказывая о том, как ему трудно было проникнуть к Зиксу, Кларк замечает: «Глухая стена окружает многих бывших нацистов, занимающих высокие посты в Западной Германии» (стр. 88). В конце концов после немалых усилий Кларку удалось получить сведения о деятельности Зикса.
В начале сентября 1940 года он, тогда еще полковник СС, получил официальное письмо Гейдриха. В нем, в частности, говорилось: «Назначаю вас представителем начальника полиции безопасности и СД в Великобритании. Ваша задача должна заключаться в том, чтобы любыми средствами ликвидировать все антигерманские организации, учреждения и оппозиционные группы, которые могут быть обнаружены в Англии… Ваш штаб должен находиться в Лондоне» (стр. 85).
Далее Зиксу предписывалось создать в Манчестере, Ливерпуле, Бирмингаме, Бристоле, Эдинбурге и Глазго «региональные штабы», придав им специальные «оперативные подразделения». Начать свою деятельность в Англии Зикс должен был с массовых арестов. Прежде всего надлежало арестовать лиц, занесенных в «черный список», составленный Вальтером Христианом. На всей территории Англии, предполагалось затем организовать широкую сеть лагерей, где каждый интернированный мужчина и женщина должны были пройти тщательную проверку с точки зрения политической благонадежности и лояльности к «новому порядку». Всякий, кто навлек’ бы на себя малейшее подозрение, уже никогда не вернулся бы домой.
Для выполнения основной задачи, поставленной перед Зиксом — ликвидировать «любую антигерманскую оппозицию», — ему были даны специальные помощники. Так, доктор Хорст Манке должен был «ведать» коммунистами. Ликвидацией евреев должен был заниматься «эксперт» Рудольф Рихтер. Церковь поручалась заботам Курта Штиллера. Политические партии и «либеральные организации» отводились в сферу деятельности Хорста Кунцера и Гельмута Ионаса. Под контроль СС должны были перейти все английские университеты, научные учреждения и общества. Фонды Британского музея и Национальной галереи предполагалось вывезти в Германию.
Зиксу не суждено было стать «хозяином Англии». Вместо этого «Зикс и его черная банда, — как пишет Кларк, — оказались на ледяной дороге в Россию» (стр. 98). Ему было поручено войти с передовыми отрядами немецких войск в Москву и разграбить Кремль. Но грязные руки Зикса не дотянулись до Кремля. Фашистские орды были разбиты и отброшены от Москвы. Зикс обосновался в Смоленске. Более 2 тысяч замученных мужчин, женщин и детей—таков результат смоленской деятельности Зикса. И то же самое могло бы случиться не в Смоленске, а в Ливерпуле или Бирмингаме!..
О том, что гитлеровцы не поколебались бы осуществить чудовищные планы, разработанные ими для Англии, говорит трагическая судьба Нормандских островов, находящихся в нескольких милях от берегов Франции, но принадлежащих Великобритании. Несмотря на торжественное заявление Черчилля о том, что ни один фут британской земли не будет отдан врагу без боя. Нормандские острова были сданы немцам без единого выстрела. На острове Ольдерни немцы построили концентрационный лагерь. Повсюду разместились германские солдаты, учинявшие оргии, дебоши и насилия. «Для многих жителей острова пятилетнее пребывание под знаком фашистской свастики было годами деградации, страданий и смерти»,—пишет Кларк (стр. 125).
В 1941 году на Нормандские острова стали прибывать пленные и жители разных оккупированных стран, насильственно угнанные гитлеровцами из родных мест. Среди них было немало русских. Их содержали, как скот. Ослабевших на непосильных работах безжалостно убивали. Всякий, кто пытался хоть чем-нибудь облегчить положение пленных, разделял их участь. Так случилось, например, со школьным учителем Гарольдом Ле Дрюйенеком, жителем острова Джерси, и его сестрой Луизой Голд, которая помогла русскому пленному бежать из лагеря. Об этом узнало гестапо. Луиза Голд и ее брат были арестованы и отправлены в Германию. Луиза погибла в газовой камере Равенсбрука.
«То, что произошло на Нормандских островах, — пишет в заключение Кларк, — и то, что случилось с народами Европы, подпавшими под черную власть фашистской Германии, со всей очевидностью показывает замыслы нацистов в отношении Англии и тот кошмар, который ожидал ее и весь остальной мир, если бы победил фашизм» (стр. 143).
Но ведь этого не произошло, скажет читатель, прочитав книгу Кларка. Вторжение в Англию не состоялось. Есть ли в таком случае смысл в изучении того, чему не суждено было совершиться? Ведь история пишется не в сослагательном наклонении.
Предвидя такие вопросы, Кларк замечает, что знать планы, которые фашизм готовил для Англии, необходимо, ибо это предостережение и напоминание. Ведь в наши дни «бывшие видные нацисты, до сих пор занимающие официальные посты в Западной Германии, снова поднимают свои требовательные голоса», а на стенах домов опять появляются «ужасные лозунги и знаки свастики» (стр. 7).
Буржуазный журналист Кларк не хочет делать резких выпадов против нынешнего союзника Англии по НАТО. Он пытается несколько затушевать значение этих тенденций, приуменьшить их впечатление. Он считает, что большинство немцев осознало «греховность» содеянного Гитлером и что фашистские знаки на стенах домов малюют пока еще «незначительные группы молодежи».
Но несмотря на эти оговорки аз-тора, книга его, раскрывающая тайные замыслы гитлеровцев, угрожавшие старшему поколению англичан, призывает нынешнее поколение к бдительности.
Новое время. Внешнеполитический еженедельник. № 15 за 1962 г. (6 апреля 1962)