13 октября 1961 года в Усумбуре, главном городе Руанда-Урунди, выстрелом из-за угла был убит видный политический деятель этой страны принц Луис Рвагасоре. Полиция заявила, что убийца скрылся, и его до сих пор не могут отыскать.
В Африке мало кто сомневается, что убийство совершено по политическим мотивам. Поэтому для раскрытия преступления важно не только установить имя того, кто нажал курок, но и разоблачить тех, кто организовал этот гнусный террористический акт.
Руанда и У рунди — две небольшие страны, расположенные в тропической Африке. Они объединены в единую подопечную территорию ООН, управляемую Бельгией. Практически же это бельгийская колония. Колонизаторы крепко держатся за эту территорию, равную 54 тысячам квадратных километров, с населением в 5 миллионов человек. Она богата золотом, оловом, вольфрамом и другими полезными ископаемыми.
«Опекуны» отобрали у коренного населения лучшие земли под плантации хлопка и кофе. Большие земельные участки захвачены бельгийскими горнорудными компаниями, акции которых, между прочим, имеются и у американских капиталистов. Местные жители задавлены поборами и повинностями. В колонии практикуется принудительный набор рабочей силы на горные разработки, в частности на рудники международной компании Юнион миньер дю О’Катанга.
Руанда-Урунди нужна бельгийским колонизаторам, а также НАТО и как удобный плацдарм для подрывных действий против соседней Республики Конго.
В последние годы население Руанда-Урунди ведет борьбу за свое национальное освобождение. В Руанде эту борьбу возглавил Национальный союз народа Руанды (ЮНАР), созданный в 1959 году. Союз требует немедленного провозглашения независимости, создания законодательного органа путем свободных выборов, земельной реформы, разработки плана экономического развития, полной ликвидации расовой дискриминации.
Деятельность союза пришлась не по вкусу колонизаторам. Осенью 1959 года они учинили расправу над его сторонниками. Председателя союза Франсиса Рукеба упрятали на шесть лет в тюрьму. Затем посадили и других руководителей. Начался разгром местных организаций союза. Многие его активисты были убиты или вынуждены были бежать из страны.
Пытались колонизаторы путем репрессий подавить и Партию единства и национального прогресса Урунди (ЮПРОНА), созданную в 1958 году. Эта партия, которую возглавлял принц Луис Рвагасоре, выступает за немедленное предоставление независимости Урунди и за вывод с ее территории бельгийских войск. Колонизаторы систематически запрещали митинги, созываемые партией, подвергали ее активистов арестам. Луиса Рвагасоре долгое время держали под домашним арестом.
Однако репрессии не помогали, борьба за независимость продолжалась, и в конце концов бельгийские власти сочли за благо объявить о намерении встать на путь «демократизации» режимов в Руанде и Урунди и дать обещание обсудить будущее этой колонии. Однако на практике «демократизация» свелась к новым расправам с национальными силами, добивающимися независимости, да к разжиганию между племенами розни.
Колониальная администрация сформировала из продажных элементов несколько небольших групп, объявила их «демократическими» партиями и назначила выборы в местные органы власти. Так в Урунди и Руанде появились партии, проводящие политику бельгийской администрации. Повторяя басни колонизаторов о том, что их страны «не созрели» для независимости, они хлопочут о создании так называемого «бельгийско-африканского сообщества».
Тактика колонизаторов заключалась в том, чтобы убедить население колонии подождать говорить о независимости и заняться пока что «демократизацией».
Создав «демократические партии», колонизаторы устроили так называемые «коммунальные выборы»: в Руанде — в июле 1960 года, а в Урунди — в декабре того же года. Террор и мошенничества обеспечили на этих выборах победу кандидатам «демократических партий»—прямым ставленникам колониальной администрации. В Руанде и Урунди были созданы марионеточные «временные правительства», члены которых и шагу не могли ступить без предписания колониальных властей.
После такого рода подготовки в Брюсселе решили, что можно без большого риска провести выборы в законодательные органы страны, на которых настаивала Организация Объединенных Наций. Выборы в Урунди состоялись 18 сентября, а в Руанде — 25 сентября 1961 года. Так как Руанда и Урунди — подопечные территории ООН, выборы там происходили под наблюдением комиссии ООН, которое, впрочем, было чисто формальным.
Один из руководителей Национального союза народа Руанды И. Ж. Гастон так охарактеризовал обстановку в Руанде накануне выборов:
— С 1959 года тысячи ни в чем не повинных людей убиты, брошены в тюрьмы и концентрационные лагеря. Сожжены сотни поселений мирных жителей. Бельгийские колониальные власти арестовали и подвергли пыткам руководящих деятелей ЮНАР. Когда ЮНАР организует предвыборные митинги, вооруженные отряды колонизаторов расстреливают их участников из автоматов. Недавно они убили 400 и ранили более тысячи африканцев…
И. Ж. Гастон сообщил, что, спасаясь от репрессий, около 100 тысяч жителей Руанда-Урунди бежали в соседние страны.
В результате полицейского произвола, террора и фальсификаций бельгийской колониальной администрации удалось протащить в законодательное собрание Руанды своих наймитов. Но в Урунди это не вышло. Национальные силы, объединившиеся вокруг партии ЮПРОНА, сорвали планы колонизаторов. Подавляющее большинство населения отдало свои голоса этой партии. В законодательном собрании она получила 58 мест из 64. Ставленники бельгийских властей получили всего 6 мест. Таким образом, законодательное собрание оказалось в руках тех, кто требовал немедленного предоставления независимости и вывода из Урунди бельгийских войск.
2 октября руководитель ЮПРОНА принц Луис Рвагасоре стал во главе правительства Урунди. А через несколько дней презренный наемник колонизаторов, подкараулив Рвагасоре, выстрелил в него из ружья.
Попытки колониальных властей изобразить убийство в Усумбуре обычным уголовным преступлением не имели успеха. Дело замять не удалось. Африканская общественность выразила свое негодование расправой с Луисом Рвагасоре, этим грубым актом политического террора, имеющим целью обезглавить национально-освободительное движение в Руанда-Урунди.
Видный африканский деятель д-р Хестингс Банда, министр местного самоуправления Ньясаленда, заявил, что убийство Рвагасоре совершено теми же силами, жертвой которых стал премьер-министр Конго Патрис Лумумба. Это мнение разделяют и патриотические организации Руанда-Урунди. Так, Союз студентов из Урунди, обучающихся в Бельгии, прямо возлагает вину за убийство Рвагасоре на бельгийские власти и требует убрать из их страны бельгийскую администрацию и войска.
Генеральная Ассамблея ООН, как сообщалось, поручила комиссии по Руанда-Урунди расследовать обстоятельства убийства принца Рвагасоре. Важно, конечно, чтобы при этом были выявлены не только прямые виновники—-исполнители террористического акта, но и те, кто за ними стоит.
А. Ермолаев
Новое время. Внешнеполитический еженедельник. № 47 за 1961 г. (17 ноября 1961)