Заметки из международной жизни
Премьер-министр Ирана Амини, подобно всем деятелям, мнящим себя «сильной личностью», склонен к выспренным выражениям. Так, в интервью корреспонденту газеты «Нью-Йорк таймс», напечатанном 9 ноября, он заявил:
— Страна больна, и я предписал ей необходимое лекарство…
Бедный Иран! Не сдобровать ему от усердия такого лекаря. Ведь главную ставку Амини делает на американские доллары, а это лекарство заслужило у иранской общественности весьма дурную репутацию. Например, газета «Пейгаме эмруз» в связи с заявлением Вашингтона о готовности увеличить помощь Ирану пишет: «В течение последних пятнадцати лет мы в среднем ежегодно получали от Америки 45 миллионов долларов, но мы видим, что наше экономическое и финансовое положение из года в год ухудшается». Причину такого положения газета видит в том, что американская помощь предоставляется «в корыстных целях», так как «с каждого доллара помощи иностранцы имеют доход в полтора доллара».
Иран действительно попал в бедственное положение. В 1960 году его задолженность составила 800 миллионов долларов. Выплатив за первые три месяца нынешнего года в счет этой задолженности 50 миллионов долларов, Иран, как это признал Амини в интервью с корреспондентом «Нью-Йорк таймс», остался без иностранной валюты. А за прошедшие полгода Амини с трудом удалось накопить сто тысяч долларов. Но это капля в море, если учесть, что ежегодно Иран должен выплачивать американским и другим шейлокам свыше ста миллионов долларов — в погашение долгов и процентов по ним!
Вряд ли найдется чудак, который станет тушить огонь керосином. Но именно такому чудаку уподобляется Амини, рассчитывающий оздоровить экономику Ирана с помощью новых займов у тех же грабителей-ростовщиков.
Новое время. Внешнеполитический еженедельник. № 47 за 1961 г. (17 ноября 1961)