Чем заняты консерваторы? (1961 г., Новое время)

ВЕЛИКОБРИТАНИЯ

Письмо из Лондона левого лейбористского деятеля, члена палаты общин Кони Зиллиакуса об итогах недавней конференции консервативной партии и политике ее лидеров.

 

Консервативная партия, так же как и лейбористская, провела свою ежегодную конференцию. Собравшись в Брайтоне, лидеры тори занимались главным образом тем, как бы сделать свою партию привлекательной для избирателей.

Конечно, правые руководители лейбористской партии на ее ежегодной конференции также старались разрекламировать свой товар. Но если говорить об изобретательности, богатстве воображения и о презрении к фактам и здравому смыслу, то пальму первенства, бесспорно, следует отдать консерваторам. Гэйтскелл не сумел изобрести ничего похожего на утверждение Макмиллана о том, что «действительно есть средний путь между социализмом и либерализмом, основанным на свободной инициативе». Именно таков, дескать, путь консерваторов.

Новый председатель партии Ян Маклеод, которого кое-кто прочит в преемники Макмиллана, проводил ту же линию, заявив на конференции, что он занят поисками такой «платформы 60-х годов», на основе которой консерваторы смогут одержать победу в четвертый раз подряд.

Оказывается, консерваторы намереваются бросить новый политический вызов стране, который «придаст жизни больше морального смысла и направленности» и потребует «сознания долга и служения обществу». Правда, Маклеод не объяснил, каким образом это должно сочетаться с политикой консерваторов, в результате которой все большая доля национального богатства переходит из рук трудящегося большинства в руки незначительного меньшинства, живущего на ренту, проценты и прибыли.

Утверждение, что тори левее либералов и находятся где-то на полпути к социализму, — поистине потрясающе. А всю нелепость рассуждений консерваторов о том, что прибыли и заработная плата должны идти в ногу с ростом производства, можно осознать только в свете реальных фактов. Факты же таковы: в период между 1951 и 1960 годами доходы от ренты и дивиденды (до вычета налогов) возросли более чем на 1000 миллионов фунтов стерлингов. Ставки налога с нетрудового дохода были снижены. Дивиденды, выплачиваемые компаниями на обычные и привилегированные акции, удвоились. Квартирная плата (даже за вычетом фактических расходов домовладельцев на ремонт) возросла почти в 2,5 раза. Арендная плата на земельные участки и здания повысилась вдвое. Наконец, стоимость земельных участков в некоторых районах увеличилась в пять, десять и даже двадцать раз.

Правительство в последнем бюджете предусмотрело налоговые льготы для плательщиков «добавочного» подоходного налога. Льготы составят 83 миллиона фунтов стерлингов. Это равносильно тому, чтобы подарить каждому, имеющему доход в 10 тысяч фунтов стерлингов в год, по 35 фунтов в неделю.

Одновременно правительство старается заморозить заработную плату и покончить с системой примирения и арбитража при урегулировании конфликтов из-за заработной платы, существовавшей на протяжении сорока лет.

Среди консерваторов нашелся человек, который оценил эти планы по достоинству. Сэр Сирил Осборн — делец, обладающий мужеством и наделенный общественным сознанием — заявил, что неразумно, нелепо и нечестно требовать от трудящихся жертв, на которые не собираются идти капиталисты. Он потребовал двухлетнего, предусмотренного законом ограничения дивидендов, обложения налогом доходов от капитала, более строгого контроля над расходами и отсрочки льгот по «добавочному» подоходному налогу до тех пор, пока экономика не укрепится. Но его голос был гласом вопиющего в пустыне.

Такая же участь постигла и К. Роунсли, муниципального советника и одного из немногих профсоюзных деятелей-консерваторов, представленных на конференции.

Роунсли выступил против замораживания заработной платы и осудил министра финансов за то, что тот возлагает наибольшее бремя на самый уязвимый сектор промышленности — государственный сектор, где заработная плата всегда была более низкой. Дело в том, что заработная плата государственных служащих, учителей и других категорий служащих была заморожена при помощи простого приема — лишения полномочий арбитражных органов, которые вели переговоры по вопросу о заработной плате. А ведь эти органы были созданы благодаря многолетним терпеливым усилиям.

Роунсли говорил:

— Если эти меры настолько возмутили государственных служащих и учителей, что толкнули их на беспрецедентный шаг — объявление забастовки, то нетрудно понять опасения, возникшие у членов профсоюзов, которые составляют все более значительную и важную часть консервативной партии. Я вовсе не считаю министра финансов настолько наивным, чтобы он мог ожидать от профсоюзов, объединяющих рабочих в других секторах промышленности, что они откажутся от повышения заработной платы из уважения к мерам по замораживанию, навязанным государственному сектору. Если он и был столь наивен, то теперь он должен понять, что не достиг цели и что результаты получились как раз обратные. Рабочие выдвигают чрезмерные требования с единственной целью показать, что не желают мириться с замораживанием заработной платы…

Это — типичная для консерваторов завуалированная констатация того факта, что политика правительства, сочетающая замораживание заработной платы с повышением стоимости жизни, грозит вызвать серьезные конфликты в промышленности.

Резолюция, одобряющая политику правительства в области народного просвещения, была отвергнута на конференции главным образом потому, что учителя-консерваторы, присутствовавшие на ней в качестве делегатов, решительно воспротивились применению к ним политики замораживания заработной платы.

Резолюция, внесенная членом парламента, бывшим министром здравоохранения сэром Дереком Уокер-Смитом, призывала правительство «не одобрять никаких предложений» в ходе переговоров о присоединении к общему рынку, которые «повлекли бы за собой отказ Англии от своего суверенитета или были бы несовместимы с обязательствами перед английским сельским хозяйством и садоводством или с сохранением традиционной роли Соединенного королевства в Содружестве наций и в международных делах».

— Похоже на то, — сказал Уокер-Смит, — что римский договор положит конец системе имперских преференций и беспошлинному обмену товарами между странами Содружества и заменит ее дискриминацией в отношении товаров Содружества на основе тарифов общего рынка. Говорят, что будут выработаны специальные гарантии. Но при наличии гарантий что станет с общим рынком, — а при отсутствии гарантий что станет с Содружеством наций?

Резолюция была отвергнута большинством голосов. Министр по делам Содружества наций Данкен Сэндис заявил, что резолюция Уокер-Смита связала бы руки правительству при переговорах и напомнил, что премьер-министр, он сам и другие министры «дали парламенту самое торжественное обещание, что если не удастся добиться соглашения о защите жизненных интересов Содружества, то Англия не присоединится к общему рынку». Но он не думает, добавил Сэндис, что правительству придется выбирать между Содружеством и общим рынком. По его мнению, можно достигнуть договоренности, которая будет выгодна обеим сторонам.

Однако, согласно последним имеющимся данным, страны общего рынка под давлением Франции отказываются согласиться на сколько-нибудь значительное отклонение от римского договора и ставят английское правительство консерваторов именно перед таким выбором.

Еще 2 августа во время прений в палате общин Макмиллан утверждал, что холодная война будет продолжаться при жизни целого поколения и что присоединение к общему рынку необходимо в целях противодействия «коммунистической экспансии». На конференции консервативной партии лорд-хранитель печати Эдвард Хит, не жалея красноречия, доказывал, что Запад не сможет уцелеть, если не будет сплочен. В своем выступлении на митинге консерваторов по окончании конференции Макмиллан призвал «признать тот факт, что малоприятная идеологическая борьба может продлиться при жизни еще одного поколения, а может быть и дольше. Свободный мир недостаточно силен, чтобы выдержать ее, если только он не будет тесно сплочен. Именно в таком духе мы подошли к решению вопроса о Европе и об общем рынке».

Таким образом, правительство тесно связывает проблему общего рынка с политикой НАТО и холодной войны. В защиту последней крикливо, воинственно и по-фарисейски выступает министр иностранных дел лорд Хьюм, подвизавшийся во время переговоров с Гитлером в качестве парламентского личного секретаря Невиля Чемберлена.

Таким образом, две конференции — лейбористов и консерваторов — подготовили почву для политического конфликта и конфликта в промышленности, который приобретет в Англии особую остроту осенью и зимой под давлением обстоятельств и под нажимом рядовых членов этих партий.

 

Новое время. Внешнеполитический еженедельник. № 47 за 1961 г. (17 ноября 1961)

Рейтинг STRANOVEDUS.ru основан на 11 блоках и 88 критериях, охватывающих литературу, искусство, науку, медиа, туризм, символику, историю, традиции, географию и спорт. Итоговый балл (максимум 8800) показывает культурно-исторический вклад страны, распределяя её от «цивилизационной вершины» до «локального значения». Оценки максимально объективны, но не полны: реальная культура всегда богаче рейтинга, и его цель — лишь наглядно выявить ключевые точки интереса — персон, места и события, формирующие облик страны.