Проблемы Кении (1962 г., Новое время)

КЕНИЯ

Когда самолет с английским министром колоний Реджинальдом Модлингом приземлился на аэродроме близ Найроби, столицы Кении, первое, что увидел министр, была демонстрация африканцев. Окружив летное поле, они скандировали одно слово — «Ухуру!». По свидетельству газет, это слово преследовало английского визитера на всем его пути с аэродрома в Найроби, а затем во время его поездки по стране.

Ухуру значит «свобода». Свобода — таково главное требование африканцев Кении.

Движение за независимость в Кении возглавляет Африканский национальный союз. Эта партия была создана в 1960 году, численность ее непрерывно растет. Возглавляет ее испытанный борец против колониализма Джомо Кениатта (Кениатта в переводе значит «сын Кении»). Без малого девять лет назад английские колонизаторы упрятали этого деятеля за решетку, а затем выслали в пустыню. Восемь лет народ Кении требовал его освобождения. Само имя Джомо Кениатты стало символом борьбы кенийцев за независимость.

В августе 1961 года борьба, наконец, увенчалась успехом. Английские колониальные власти вынуждены были выпустить Кениатту из заключения. Ему было разрешено заниматься политической деятельностью и выставить свою кандидатуру на выборах в законодательный совет. Осенью 1961 года один из африканских членов совета отказался от депутатского мандата, чтобы освободить место для Кениатты. На состоявшихся недавно дополнительных выборах Кениатта подавляющим большинством голосов был избран в совет.

Тюрьма и ссылка не сломили этого выдающегося африканского деятеля. Сейчас, как и девять лет назад, страстно звучит его призыв к борьбе за независимость. «Свобода.., — говорил он на одном из митингов, состоявшихся в конце 1961 года, — это не вещь, которую дают в виде подарка. Наше право — взять ее, потому что она принадлежит нам. Я говорю, что пришла пора, когда мы должны сами управлять своей страной».

Программа Африканского национального союза предусматривает проведение всеобщих выборов в парламент на основе «один человек — один голос», создание ответственного африканского правительства и получение в 1962 году полной независимости. Африканский национальный союз выступает также за ликвидацию всех военных баз на территории Кении и справедливое решение земельного вопроса в интересах африканцев.

Африканский национальный союз недавно добился большого успеха: он заставил Англию согласиться на созыв конституциональной конференции 14 февраля этого года в Лондоне. На конференции лидеры союза ставят своей задачей добиться скорейшего предоставления Кении независимости. Согласию Лондона созвать конференцию предшествовала острая политическая борьба. Английские империалисты использовали весь свой богатый в колониальных делах опыт, чтобы оттянуть рассмотрение вопроса о предоставлении Кении независимости. Затяжка эта нужна была Лондону для того, чтобы укрепить свои позиции в Кении.

***

Главную ставку Лондон делает на раскол страны, используя то обстоятельство, что население Кении состоит из нескольких десятков племен. Разжигая межплеменные противоречия, Англия рассчитывает отторгнуть от Кении наиболее важные районы и установить там режим, подобный тому, который существует в Катанге.

Газета «Ист Африкэн стандард», выходящая в Найроби, пишет, что прежде всего, предполагается отделить от Кении десятимильную полосу земли вдоль Индийского океана. Здесь Англия рассчитывает создать своего рода «кенийскую Катангу».

На роль кенийских Чомбе англичане готовят руководителей так называемой Лиги побережья — группировки, сколоченной колонизаторами в 1960 году. Первым шагом лидеров этой марионеточной партии было верноподданническое обращение к английскому правительству, в котором они «выражают серьезное опасение, что образцовое положение дел, существующее на побережье, может не сохраниться при правительстве, контролируемом африканцами».

Подыскивая юридическую «основу» для осуществления этого плана, английское министерство колоний раскопало договор, заключенный Англией в 1895 году с султаном Занзибара. В этом договоре сказано, что султан согласен сдать Прибрежную полосу, которая считалась его владением, в аренду Англии. 65 лет этот договор пылился в подвалах Колониэл оффис, пока колонизаторы не почувствовали, что почва в Кении начинает уходить из-под их ног. В 1961 году английские власти извлекли договор из архивных бумаг и предъявили африканцам. Теперь Лондон грозится купить у султана Прибрежную полосу за 100 тысяч фунтов стерлингов, чтобы иметь возможность распоряжаться ею по своему усмотрению.

Нетрудно понять, с какой целью Англия затеяла возню с отделением Прибрежной полосы. Отторжение Прибрежной полосы лишило бы Кению выхода к морю, затруднило бы ее экономические связи с внешним миром и дало бы английским империалистам еще один козырь в борьбе с национально-освободительным движением в Кении.

Лондон желает сохранить под. своим контролем Прибрежную полосу еще и потому, что здесь находится военно-морская база — порт Момбаса, который называют «Гибралтаром восточноафриканского побережья». С этой базы английские войска в. случае необходимости могут быть быстро доставлены в любую часть Африки или на Аравийский полуостров.

Момбаса тесно связана с другой крупной английской военной базой, расположенной в Кахаве (близ Найроби). Англия предполагает разместить здесь войска стратегического резерва, которые использует для подавления национально-освободительного движения в своих владениях. Из сообщений западной печати известно также, что страны — участницы НАТО заключили секретное соглашение о создании в Кахаве запасов ядерного оружия.

Стоит напомнить, что именно из Кении английское командование перебрасывало в 1961 году войска в Кувейт для укрепления позиций Англии в этом «нефтяном княжестве».

Разумеется, отсечение от Кении Прибрежной полосы ничем не может быть оправдано. Как неоднократно заявляли лидеры Африканского национального союза, этот район испокон веков являлся составной частью Кении, а племена, населяющие его, родственны племенам, живущим на остальной территории Кении.

***

На случай, если проект отделения Прибрежной полосы провалится, Лондон готовит другой план. Речь идет о введении в стране так называемой «региональной системы». По свидетельству лондонской газеты «Таймс», эта система «предусматривает разделение Кении на пять областей со своими правительствами при структуре, близкой к федеральной». Газета указывает, что «тремя из этих областей должны стать Прибрежная, Центральная и Северная провинции. Четвертая область должна включить все племена, от масаи на юге до абалуйя на западе, большинство которых поддерживает

Африканский демократический союз Кении. Найроби должен стать пятой областью с особым статусом».

Во главе «автономных областей» предполагается поставить марионеток Лондона — подкупленных вождей племен и феодалов. Это позволило бы оставить контроль над страной в руках колониальных чиновников, переведенных на роль «советников».

Патриотические силы Кении, возглавляемые Африканским национальным союзом, решительно выступили против федерального устройства страны и насаждения региональных правительств. «Регионализм, — говорил Джомо Кениатта, — может привести к такой же ситуации, какая сложилась в Конго. А мы не хотим, чтобы это повторилось в Кении».

Руководство Африканского национального союза призывает народ Кении бороться за создание единого независимого государства, которое смогло бы противостоять проискам империализма и разрешить экономические проблемы.

***

По общему мнению, главная из этих проблем в Кении — аграрная. Страна испытывает хронический недостаток продовольствия, во многих районах царит голод, особенно усилившийся к концу 1961 года. Как сообщала в декабре английская газета «Санди тайме», в Кении «400 тысяч африканцев поставлены под угрозу голодной смерти». Между тем в стране много плодородных земель., позволяющих снимать по нескольку урожаев в год; но обширные участки пустуют.

Почему же бедствуют кенийцы? Почему тысячи людей ежегодно умирают голодной смертью в стране, которая могла бы, по свидетельству экономистов, обеспечить продовольствием население в два раза большее, чем нынешнее? Все это следствие грабительской политики, проводимой английскими колонизаторами в Кении.

Захват этой страны Англией в конце XIX века сопровождался массовым изгнанием африканских крестьян с обрабатываемых ими земель. Сотни тысяч африканцев из племен масаи, кикуйю и других насильно переселялись в засушливые районы, а их земли отдавались белым поселенцам. В особенно тяжелом положении оказалось племя кикуйю, владевшее землями на Центральном нагорье. Этот плодородный край объявили «страной белого человека». Только европейцам было разрешено там владеть землей. Африканцам разрешалось жить здесь лишь в качестве батраков.

Эта разбойничья политика привела к разорению крестьян, к острому земельному голоду. Ныне, в Кении на каждого европейского фермера приходится в среднем 200 гектаров плодородной земли, а на африканца — менее гектара, притом, как правило, в засушливых районах.

Большое возмущение африканцев вызывает тот факт, что европейцы обрабатывают лишь около 10 процентов принадлежащих им земель, остальные же — пустуют; заросли буйными травами. Кенийцы требуют возвращения. им всех отнятых земель. Это требование было одним из главных лозунгов восстания кенийских крестьян в 1952—1956 годах, серьезно подорвавшего колониальный режим.

Столкнувшись с широким движением африканцев за возвращение земель, власти в конце концов были вынуждены согласиться на распродажу необрабатываемых участков на Центральном нагорье и в других районах. Однако они разрешили распродавать только крупные участки от 10 до 100 акров. Расчет строился, по-видимому, на том, что земля достанется либо европейцам, либо кучке состоятельных африканцев, которых колонизаторы рассматривают как свою социальную опору.

Африканский национальный союз Кении выдвинул свой проект-радикального решения земельного вопроса. В качестве первого шага он требует передать бесплатно африканским крестьянам всю необрабатываемую землю, принадлежащую европейским поселенцам. На многочисленных митингах и собраниях кенийцы полностью поддержали это требование.

***

Таковы основные вопросы, вокруг которых идет политическая борьба в Кении. В ходе борьбы все отчетливее вырисовывается обреченность колонизаторов, тщетно пытающихся оттянуть последний час своего господства над этой страной.

 

О. Цветаев

Новое время. Внешнеполитический еженедельник. № 8 за 1962 г. (16 февраля 1962)

Рейтинг STRANOVEDUS.ru основан на 11 блоках и 88 критериях, охватывающих литературу, искусство, науку, медиа, туризм, символику, историю, традиции, географию и спорт. Итоговый балл (максимум 8800) показывает культурно-исторический вклад страны, распределяя её от «цивилизационной вершины» до «локального значения». Оценки максимально объективны, но не полны: реальная культура всегда богаче рейтинга, и его цель — лишь наглядно выявить ключевые точки интереса — персон, места и события, формирующие облик страны.