Встреча друзей — о поездке Иосипа Броз Тито в СССР (1956 г., Новое время)

ЮГОСЛАВИЯ

РЕПОРТАЖ

— Добро дошли! Добро пожаловать!..

Эти слова, написанные на кумаче либо сказанные по сербско-хорватски или по-русски, вот уже более десяти дней сопровождают югославскую правительственную делегацию, прибывшую в Советский Союз. В обстановке самой сердечной дружбы, взаимопонимания и благожелательства происходит свидание президента Иосипа Броз Тито и его товарищей с советским народом—от руководителей партии и правительства до рядового человека.

Направляясь в Москву, специальный поезд с югославскими гостями пересек границы трех союзных советских республик, и на каждой из них его ожидала самая радушная встреча. Это было похоже на эстафету дружбы, память о которой сохранится надолго. И во время дальнейшего путешествия югославских гостей — из Москвы к берегам Балтики, на Волгу к Сталинграду — каждый день был богат проявлениями непосредственной и душевной симпатии представителей двух братских народов.

Вместе с другими советскими и иностранными журналистами я был в эти дни свидетелем многих волнующих сцен советско-югославской дружбы.

Как известно, Москва за последние годы принимала в своих древних стенах немало высоких гостей из-за рубежа. Многим из нас хорошо знаком церемониал этих встреч: развевающиеся на ветру национальные флаги, гремящая медь оркестра, исполняющего государственные гимны, замерший в строю почетный караул, а потом его торжественный марш… Все это было и на этот раз, и в то же время все было несколько по-другому. Дружелюбие и уважение советских людей к братскому народу новой Югославии добавило к официальной церемонии много новых, не предусмотренных дипломатическим протоколом деталей.

Кто из очевидцев забудет, например, энтузиазм москвичей, которые, оказавшись на перроне Киевского вокзала в день приезда Тито, превратили в импровизированную трибуну крыши стоявшего на соседнем пути поезда Москва — Львов и приняли самое горячее участие во встрече президента? Кого не взволновал теплый прием, устроенный гостям ленинградскими железнодорожниками, которые на несколько минут прервали работу, чтобы присоединить свои голоса к тем, кто провозглашал лозунги в честь вечной дружбы Советского Союза и Югославии?

— Совместная борьба наших народов с 1941 года до конца войны против общего врага,— сказал товарищ Тито в день прибытия в Москву,— свидетельствует о той непреложной истине, что наши судьбы неотделимы и что нам есть за что ценить и уважать друг друга.

Подтверждение этой истины югославские гости получают при каждом контакте с советскими людьми. А таких контактов было много и в Москве, и в Ленинграде, и в Сталинграде, и в других местах. Югославские гости не раз смешивались в эти дни с шумной толпой, бурлящей на улицах Москвы, они запросто ходили по тенистым аллеям Летнего сада в Ленинграде, вместе с советскими руководителями присаживались за столики кафе, беседовали со взрослыми, шутили с детьми. И каждая такая беседа, какой бы мимолетной она ни была, носила печать искренности и дружбы.

Это интересно:  Школа диверсантов (1965 г., Новое время)
И. Броз Тито и Н. А. Булганин в кафе Летнего сада в Ленинграде.

Стремление поближе познакомиться, лучше узнать друг друга, обменяться накопленным опытом вообще характерно для нынешнего визита югославских руководителей в Советский Союз. Надо было видеть, с каким интересом осматривали они многочисленные экспонаты сельскохозяйственной и промышленной выставок в Москве, ходили по цехам Московского автомобильного завода и ленинградской «Электросилы», спускались в гигантский котлован Сталинградской ГЭС… Руководители новой Югославии смотрели на все хозяйственным взглядом людей, на плечах которых лежит историческая задача построения социализма в стране, унаследовавшей от прошлого отсталую экономику. Многое уже сделано в Югославии, но еще больше предстоит сделать. Дружба и сотрудничество с Советским Союзом могут сильно помочь в этом. Находясь в Сталинграде, президент Тито отметил грандиозность ведущегося там строительства, величие советских инженерных замыслов. При этом он подчеркнул, что эти замыслы и их воплощение очень важны и для югославского народа, который строит социализм.

Мне запомнился также эпизод, имевший место во время посещения гостями павильона атомной энергии. Группа югославов задержалась возле макета опытного реактора для исследовательских целей. Такой реактор по просьбе югославских ученых будет построен в Югославии Советским Союзом совместно с югославскими специалистами. Его мощность — шесть с половиной тысяч киловатт. «Много это или мало?» — интересуется кто-то. Услышав этот вопрос, первый заместитель председателя Совета министров СССР М. 3. Сабуров замечает: «Мы начинали с нескольких киловатт, а вы сразу начнете с шести тысяч!»

У советского народа нет секретов от друзей, с ними он делится всем. Успешное развитие экономических, научно-технических и культурных связей с Югославией за год, прошедший после подписания Белградской декларации,— новое тому свидетельство. Эти связи наш народ готов укреплять и в дальнейшем. Его готовность хорошо выразили рабочие «Электросилы», от имени которых старый производственник А. С. Еремеев предложил на митинге установить тесное сотрудничество между югославскими и советскими энергетиками.

Большой задушевностью и теплотой были отмечены дни пребывания президента Тито в Ленинграде. С этим городом у него связаны и многие личные воспоминания. Он был здесь в июле 1917 года, принимал участие в революционных выступлениях питерских рабочих. Такое не забывается! И, может быть, поэтому с таким волнением обращался Тито к ленинградским рабочим, говоря им: «Товарищи, дорогие рабочие, я приехал сюда как Президент Югославской Республики с моими товарищами, но должен сказать, что я питаю к вам чувства товарищества, как рабочий к рабочим».

Это интересно:  О встрече в Ташкенте (1965 г., Новое время)

Бывший рабочий — сегодня президент. Так возвышать людей может только социализм. Ведь и в Советском Союзе, в стране, первой проложившей путь к социализму, председателем Президиума Верховного Совета СССР является бывший луганский слесарь Климент Ворошилов. Те из западных наблюдателей, которые ломают голову над причинами небывало теплой встречи, устроенной Тито в Советском Союзе, видимо, забывают, что это встреча товарищей по общей борьбе за дело социализма. А это не может не накладывать своего отпечатка…

***

С легкой руки одного французского парламентария май этого года в Советском Союзе был окрещен «французским» — из-за большого наплыва делегаций из Франции. Пожалуй, с большим основанием июнь можно назвать югославским месяцем.

Московское радио передает сербские песни. Их сменяют главы из романа хорватского писателя Августа Шеноа «Крестьянское восстание». В театре падает занавес, но москвичи, горьковчане, а теперь и ленинградцы долго не отпускают со сцены талантливых артистов Югославского драматического театра, прибывшего на гастроли в Советский Союз.

С огромным успехом прошел фестиваль югославских фильмов. Не иссякает поток посетителей многочисленных выставок, посвященных Югославии, которые открылись в Москве, в Ленинграде и других городах. В Центральном парке культуры и отдыха имени Горького всегда многолюдно в павильоне, где разместилась фотовыставка «10 лет новой Югославии». В Государственном музее революции развернута выставка «Дружба народов СССР с народами Югославии». Быстро заполняются записями книги отзывов. В этих записях, сделанных разными почерками, сквозит единая мысль. «Осуществилась вновь наша мечта, мечта простых советских людей. Мы снова друзья! Пусть расцветает эта дружба на благо наших народов». Такую запись оставил в книге отзывов выставки «10 лет новой Югославии» москвич В. Егоров, но под ней могли бы поставить свою подпись тысячи других людей.

В эти дни особое оживление царит по утрам у газетных киосков. Вместе с советскими быстро раскупаются и югославские газеты. Люди с интересом читают сообщения о пребывании в СССР товарища Тито и его соратников, внимательно проглядывают строки официальных коммюнике о начавшихся переговорах. Эти сообщения пока что весьма скупы, но каждое из них неизменно заканчивается словами: «Переговоры протекали в дружественной и сердечной атмосфере, в духе откровенности и полного взаимопонимания».

Это многообещающие слова! Никто не сомневается, что результатом переговоров будет дальнейшее сближение, дальнейшее развитие сотрудничества между двумя социалистическими странами. Никто не сомневается, что слова об откровенности и плодотворности переговоров — это не просто дипломатическая фраза…

Это интересно:  Спор о Гибралтаре (1966 г., Новое время)

День, когда этот номер выйдет из печати, застанет наших гостей в пути. Товарищи Тито, Кардель, Попович, Тодорович и Блажевич продолжают свое путешествие по Советскому Союзу. Позади тысячи километров, сотни волнующих встреч с советскими людьми, множество незабываемых впечатлений.

Пассажиры специального поезда подолгу не отходят от окон, вглядываясь в мелькающие по сторонам города, заводы, машинно-тракторные станции, шахты, поля… На всех станциях — скопления людей, дружески машущих руками проходящему поезду с желанными гостями советского народа.

Ленинград, Сталинград, Краснодар, Новороссийск, Сочи, затем снова Москва — таков маршрут. В конце его—дальнейшие переговоры с руководителями коммунистической партии и советского правительства, новые встречи с трудящимися.

Как и прошлогодняя поездка советских руководителей в Югославию, нынешний приезд президента Тито и его спутников в Советский Союз останется в истории как яркая демонстрация советско-югославской дружбы.

 

А. Летнев

Новое время. Еженедельный журнал. № 25 за 1956 г. (14 июня 1956)