Некоторые проблемы французской экономики (1956 г., Новое время)

ФРАНЦИЯ

В 1956 год французская экономика вступила с благоприятными итогами. После периода жестокой инфляции в первые послевоенные годы и застоя 1950—1952 годов с конца 1953 года начался этап значительного увеличения производства.

В 1954 году (по сравнению с 1953 годом) общий физический объем продукции французской промышленности вырос на 10 процентов, а в 1955 году (по сравнению с 1954 годом) — еще на 9,7 процента. На какой основе происходит этот рост?

Одной из главных движущих сил промышленного оживления является увеличение капиталовложений в промышленность и сельское хозяйство, а также в строительство. Если принять объем общих инвестиций в 1952 году за 100, то в 1954 году они выросли до 110, а в 1955 году— до 119.

Капиталовложения направлялись прежде всего на модернизацию предприятий, замену их устаревшего оборудования, на увеличение парка сельскохозяйственных машин. Расширение же мощностей старых предприятий и строительство новых носит до сих пор крайне ограниченный характер.

Существенную роль в сосредоточении потока капиталовложений в определенных отраслях экономики играют различные правительственные программы модернизации и развития производства. Первая такая программа была принята в ноябре 1946 года и известна под названием «плана Моннэ». Она была рассчитана на 1947—1950 годы и предусматривала первоочередное развитие производства угля, электроэнергии, черных металлов, цемента, сельскохозяйственных машин, а также развитие транспорта. Подавляющую часть расходов по «плану Моннэ» несло государство. Две трети общей суммы инвестиций было осуществлено за счет государственных фондов.

Общая цель «плана Моннэ» состояла в том, чтобы превзойти в 1950 году уровень 1929 года на 25 процентов. Однако проамериканская ориентация французской политики привела к пересмотру и фактическому продлению «плана» еще на два года. Задания по отдельным отраслям промышленности были значительно снижены за счет увеличения добычи сырья и сельскохозяйственного производства, что вряд ли отвечало национальным интересам Франции. К 1950 году одна лишь нефтяная промышленность, находящаяся в значительной мере в руках иностранных монополий, достигла и даже превзошла намеченный уровень. Предполагавшиеся «планом Моннэ» инвестиции были осуществлены к этому году лишь наполовину. В 1952 году в связи с ростом вооружений произошло новое сокращение государственных капиталовложений; резко замедлилось строительство гидроэлектрических станций, а также жилищное строительство.

Следующая, после «плана Моннэ», программа модернизации и оснащения (на 1954— 1957 годы) была принята Национальным собранием совсем недавно — весной 1956 года. В этой программе основное внимание обращено на мероприятия по повышению производительности труда, распространению новой техники, специализации предприятий. Предусматривается увеличение промышленного производства к 1957 году на 25—30 процентов и рост национального дохода на 25 процентов. Недавно Генеральный плановый комиссариат объявил о подготовке третьей правительственной программы на 1957—1961 годы. Согласно этой программе, промышленное производство должно увеличиться по сравнению с 1955 годом на 34 процента, а сельскохозяйственное — на 21 процент.

Время покажет, будет ли выполнение этих программ более успешным, чем итоги «плана Моннэ». Совершенно очевидно, что в условиях современной Франции правительственные инвестиционные программы отнюдь нельзя рассматривать как подлинное планирование экономики. Они не носят обязательного для капиталистических компаний характера и являются для них только рекомендациями. Выполнение или провал определенных заданий по этим программам непосредственно зависит от состояния непрерывно меняющейся хозяйственной конъюнктуры, от стихии рынка. Как отмечал в газете «Франс-суар» бывший президент Венсан Ориоль, во Франции господствует

«не «социалистический» и даже не «плановый» режим. Мы стали страной «самотека» — не в том смысле, который придают этому слову теоретики либерализма, а просто в смысле экономической анархии».

Тем не менее частные компании широко используют выделяемые по программам государственные средства там, где это им выгодно, что, несомненно, облегчает увеличение промышленного производства.

Это интересно:  Кошмары Монтгомери - в НАТО боятся советских улыбок (1956 г., Новое время)

Следует также заметить, что по относительным размерам инвестиций Франция продолжает в настоящее время отставать от ряда других западноевропейских стран. Средний уровень инвестиций в основной капитал по отношению к валовому национальному продукту составлял во Франции в 1950—1954 годах 14 процентов против 21 процента в Западной Германии, 19 процентов — в Италии, 19 процентов — в Швеции. В правительственной декларации премьер-министр Ги Молле констатировал, что «нынешний объем и распределение капиталовложений не отвечают реальным потребностям Франции в будущие годы».

Росту производства способствовало увеличение экспорта. В 1955 году торговый баланс был сведен с активным сальдо. Экспорт вырос на 11,2 процента по сравнению с 1954 годом.

Фактором, благоприятствовавшим росту производства, было также некоторое увеличение доходов трудящихся, завоеванное в результате упорной забастовочной борьбы. Этот рост доходов стимулировал увеличение производства потребительских товаров, главным образом предметов длительного пользования. Вдобавок в последние годы получил широкое развитие потребительский кредит. Следует иметь в виду, что резервы расширения производства за счет потребительского кредита во Франции более велики, чем в других капиталистических странах: его размеры не превышают в настоящее время одного процента национального дохода, тогда как в Англии соответствующая цифра равна 2,5 процента, а в Соединенных Штатах превышает 9 процентов.

Значительную роль в поддержании высокой конъюнктуры в стране играют военные заказы. Правда, они сократились в 1955 году примерно на одну пятую по сравнению с 1954 годом, что, бесспорно, вызвано некоторым ослаблением международной напряженности, и в частности прекращением войны во Вьетнаме.

***

Можно усомниться, являются ли все эти факторы здоровой основой экономического развития страны. Во всяком случае, такие стимулы, как военные заказы и потребительский кредит, носят в значительной мере искусственный характер.

Состояние отдельных крупных отраслей промышленности в сравнении с общим среднемесячным индексом промышленного производства видно из следующих цифр (физический объем продукции в довоенном, 1938 году принят за 100):

При общем росте промышленной продукции отдельные отрасли развивались крайне неравномерно. В отраслях тяжелой промышленности и некоторых других (производство искусственного волокна, удобрений) наблюдается бурный рост, тогда как в ряде отраслей, производящих предметы потребления, приходится констатировать застой, а в некоторых — даже уменьшение. Для второй группы показательно положение, создавшееся в текстильной промышленности.

По данным синдиката хлопчатобумажной промышленности Франции, в течение двух лет бездействуют 176 хлопкопрядильных предприятий. В 1955 году продукция текстильной промышленности упала по сравнению с 1954 годом на 4,3 процента, а число частично безработных в этой отрасли возросло с 27 тысяч человек в 1954 году до 100 тысяч в 1955 году. В целях борьбы со снижением цен предприниматели договорились о принудительном сокращении производства хлопчатобумажной пряжи на 20 процентов и закрытии ряда предприятий.

Посмотрим, как обстоит дело в тех отраслях, где за последние годы наблюдался значительный рост производства.

К числу первых по темпам роста отраслей относится черная металлургия. Крупные фирмы, господствующие в этой отрасли, торопятся извлечь выгоду из высокой конъюнктуры. В конце 1955 года портфель заказов металлургических компаний был заполнен на весь 1956 год. Вслед за тем во Франции была принята дополнительная программа развития металлургической промышленности, которая предполагает довести выплавку стали к 1960 году до 17 миллионов тонн.

Однако и эта отрасль испытывает трудности, в частности вследствие острой нехватки металла. В предыдущие годы наибольшее внимание уделялось капиталовложениям в производство проката, а не чугуна и стали, что и вызвало недостаток сырого металла. Сейчас эту диспропорцию стараются исправить.

Весьма беспокоит французских металлопромышленников усиление конкуренции со стороны Западной Германии. Доля Франции в производстве стали шестью странами, входящими в Европейское объединение угля и стали, сократилась с 26 процентов в 1952 году до 23,5 процента в 1955 году, тогда как удельный вес Западной Германии повысился с 37,9 процента до 40,8 процента.

Это интересно:  Фашизм не пройдет! Рвутся бомбы террористов из ОАС (1962 г., Новое время)

Недостаток собственного кокса и коксующихся углей ставит металлургическую промышленность Франции в зависимость от импорта, в частности из Западной Германии. В ноябре — декабре 1955 года 8 процентов заказов не было выполнено из-за уменьшения поставок немецкого кокса. В январе — марте 1956 года потребности металлургической промышленности в коксе были удовлетворены лишь на 81 — 88 процентов, что вынудило подумать о расширении импорта дорогостоящего американского угля.

Среди отраслей машиностроения и металлообработки высокие темпы роста наблюдаются в автомобильной и судостроительной промышленности, а также в сельскохозяйственном машиностроении. В 1955 году выпущено рекордное за послевоенный период число автомобилей — 724 тысячи штук (в том числе 552 тысячи легковых) — на 21 процент больше, чем в 1954 году.

Но и в этой группе есть отстающие. Так, явно не соответствует общим темпам рост станкостроения.

Отрицательно сказываются на состоянии экономики и финансов страны весьма значительные военные расходы. По официальным данным, только прямые военные расходы государства за последние годы составили:

Высокие военные расходы являются главной причиной увеличения бюджетного дефицита, который достиг в 1955 году 443 миллиардов франков — на 97 миллиардов франков больше, чем в 1954 году. По проекту бюджета на 1956 год прямые военные расходы намечались в сумме 1050 миллиардов франков. Но в апреле 1956 года, уже после того, как эта цифра была несколько сокращена, министр экономики и финансов Поль Рамадье заявил, что к военному бюджету на 1956 год в 925 миллиардов франков следует прибавить еще чрезвычайные расходы в Алжире, составляющие, по его предположению, около 210 миллиардов франков, а также 40—60 миллиардов франков на призыв в армию 100 тысяч резервистов.

Высокие военные расходы в сочетании с увеличением других государственных расходов вызывают в деловых кругах опасения, как бы не усилилась инфляция. Французский еженедельник «Перспектив», напоминая выдвинутый Ги Молле и Рамадье на заседании финансовой комиссии Национального собрания лозунг «ни инфляции, ни девальвации», задает вопрос, как без инфляции уменьшить бюджетный дефицит.

Правительство Франции испытывает в настоящее время давление со стороны монополий. Они с поразительным единодушием осуждают последние меры, предпринятые для улучшения положения народных масс, объявляя эти меры чуть ли не причиной инфляции. Орган крупного капитала «Ви франсэз», например, с нескрываемым раздражением пишет в связи с планами создания фонда для престарелых:

«Дать каждому престарелому французу гарантию на получение пособия это — авантюра».

Та же газета предлагает увеличить рабочий день, но не оплачивать его по сверхурочным ставкам с тем, чтобы разница пошла государству. И без комментариев ясно, каков смысл этих предложений. В широких демократических кругах Франции считают, что интересы страны требуют снижения военных расходов и улучшения материального и культурного положения трудящихся. Это способствовало бы расширению внутреннего рынка и, следовательно, могло бы обеспечить развитие экономики на здоровой основе.

Внимание общественности привлекают в этой связи также проблемы внешней торговли. Расширение экспорта произошло за последние годы главным образом за счет развития торговли со странами, не входящими во Французский Союз (на 20,2 процента в 1955 году по сравнению с 1954 годом), экспорт же в зону франка сократился за этот же период на 2,2 процента. Политические события, а также конкуренция Японии, Западной Германии и Соединенных Штатов привели к сокращению французского экспорта в Марокко и Мадагаскар. Резко уменьшилась торговля Франции с Южным Вьетнамом. Газета французских промышленников «Эко» писала в начале этого года, что новые и новые ограничения, вводимые правительством Нго Динь Дьема, ставят французских экспортеров в весьма затруднительное положение.

«Действительно становится все более ясно, что Южный Вьетнам включается в орбиту Соединенных Штатов».

Расширение экспорта в другие страны было достигнуто посредством активизации внешнеторговой политики французского правительства. Заключен ряд долгосрочных торговых и экономических соглашений, соглашений на поставку оборудования в кредит, специальных соглашений об урегулировании задолженности и так далее. Увеличению экспорта оборудования способствовало заключение большого числа контрактов на строительство заводов, электростанций, плотин в Латинской Америке, на Среднем Востоке и в других странах. Кроме того, осуществлялось в широких масштабах прямое правительственное субсидирование экспорта. Размер субсидий экспортерам пшеницы составил в 1955 году около трех четвертей ее экспортной цены.

Это интересно:  Беседа с главой бразильских парламентариев Ивете Варгас (1956 г., Новое время)

Но такое настойчивое «проталкивание» французских товаров на внешнем рынке имеет и оборотную сторону. Некоторые правительства (в частности Канада) стали угрожать применением антидемпинговых пошлин на французские товары. В ответ Франция была вынуждена частично отменить с января 1956 года количественные ограничения при Ихмпорте из Соединенных Штатов и Канады, а также несколько снизить размер экспортных субсидий.

Общему росту экспорта способствовало увеличение товарооборота Франции с Советским Союзом. Однако объем этой торговли все еще не отвечает имеющимся возможностям.

Большие и реальные перспективы в этом отношении открываются в результате недавно окончившихся переговоров в Москве советских и французских руководителей. Представители Советского Союза и Франции

«согласились поощрять всеми мерами развитие франко-советского товарооборота, признавая, что это отвечает взаимным экономическим интересам и явится серьезным фактором сближения и взаимопонимания между народами».

Достигнуто также соглашение о заключении долгосрочного соглашения о взаимных поставках товаров, причем советские представители заявили при переговорах, что при отсутствии ограничений и дискриминации в торговле Советский Союз мог бы в течение трехлетнего периода значительно увеличить свои закупки французских товаров и соответственно продажу советских товаров во Францию с тем, чтобы к концу трехлетнего периода товарооборот между СССР и Францией увеличился примерно в три — четыре раза по сравнению с товарооборотом 1955 года. Осуществление этой программы и дальнейшее улучшение франко-советских отношений во всех областях, несомненно, отвечают интересам обеих стран, интересам как советской, так и французской экономики.

 

А. Соломонов

Новое время. Еженедельный журнал. № 25 за 1956 г. (14 июня 1956)