В 1956 год французская экономика вступила с благоприятными итогами. После периода жестокой инфляции в первые послевоенные годы и застоя 1950—1952 годов с конца 1953 года начался этап значительного увеличения производства.
В 1954 году (по сравнению с 1953 годом) общий физический объем продукции французской промышленности вырос на 10 процентов, а в 1955 году (по сравнению с 1954 годом) — еще на 9,7 процента. На какой основе происходит этот рост?
Одной из главных движущих сил промышленного оживления является увеличение капиталовложений в промышленность и сельское хозяйство, а также в строительство. Если принять объем общих инвестиций в 1952 году за 100, то в 1954 году они выросли до 110, а в 1955 году— до 119.
Капиталовложения направлялись прежде всего на модернизацию предприятий, замену их устаревшего оборудования, на увеличение парка сельскохозяйственных машин. Расширение же мощностей старых предприятий и строительство новых носит до сих пор крайне ограниченный характер.
Существенную роль в сосредоточении потока капиталовложений в определенных отраслях экономики играют различные правительственные программы модернизации и развития производства. Первая такая программа была принята в ноябре 1946 года и известна под названием «плана Моннэ». Она была рассчитана на 1947—1950 годы и предусматривала первоочередное развитие производства угля, электроэнергии, черных металлов, цемента, сельскохозяйственных машин, а также развитие транспорта. Подавляющую часть расходов по «плану Моннэ» несло государство. Две трети общей суммы инвестиций было осуществлено за счет государственных фондов.
Общая цель «плана Моннэ» состояла в том, чтобы превзойти в 1950 году уровень 1929 года на 25 процентов. Однако проамериканская ориентация французской политики привела к пересмотру и фактическому продлению «плана» еще на два года. Задания по отдельным отраслям промышленности были значительно снижены за счет увеличения добычи сырья и сельскохозяйственного производства, что вряд ли отвечало национальным интересам Франции. К 1950 году одна лишь нефтяная промышленность, находящаяся в значительной мере в руках иностранных монополий, достигла и даже превзошла намеченный уровень. Предполагавшиеся «планом Моннэ» инвестиции были осуществлены к этому году лишь наполовину. В 1952 году в связи с ростом вооружений произошло новое сокращение государственных капиталовложений; резко замедлилось строительство гидроэлектрических станций, а также жилищное строительство.
Следующая, после «плана Моннэ», программа модернизации и оснащения (на 1954— 1957 годы) была принята Национальным собранием совсем недавно — весной 1956 года. В этой программе основное внимание обращено на мероприятия по повышению производительности труда, распространению новой техники, специализации предприятий. Предусматривается увеличение промышленного производства к 1957 году на 25—30 процентов и рост национального дохода на 25 процентов. Недавно Генеральный плановый комиссариат объявил о подготовке третьей правительственной программы на 1957—1961 годы. Согласно этой программе, промышленное производство должно увеличиться по сравнению с 1955 годом на 34 процента, а сельскохозяйственное — на 21 процент.
Время покажет, будет ли выполнение этих программ более успешным, чем итоги «плана Моннэ». Совершенно очевидно, что в условиях современной Франции правительственные инвестиционные программы отнюдь нельзя рассматривать как подлинное планирование экономики. Они не носят обязательного для капиталистических компаний характера и являются для них только рекомендациями. Выполнение или провал определенных заданий по этим программам непосредственно зависит от состояния непрерывно меняющейся хозяйственной конъюнктуры, от стихии рынка. Как отмечал в газете «Франс-суар» бывший президент Венсан Ориоль, во Франции господствует
«не «социалистический» и даже не «плановый» режим. Мы стали страной «самотека» — не в том смысле, который придают этому слову теоретики либерализма, а просто в смысле экономической анархии».
Тем не менее частные компании широко используют выделяемые по программам государственные средства там, где это им выгодно, что, несомненно, облегчает увеличение промышленного производства.
Следует также заметить, что по относительным размерам инвестиций Франция продолжает в настоящее время отставать от ряда других западноевропейских стран. Средний уровень инвестиций в основной капитал по отношению к валовому национальному продукту составлял во Франции в 1950—1954 годах 14 процентов против 21 процента в Западной Германии, 19 процентов — в Италии, 19 процентов — в Швеции. В правительственной декларации премьер-министр Ги Молле констатировал, что «нынешний объем и распределение капиталовложений не отвечают реальным потребностям Франции в будущие годы».
Росту производства способствовало увеличение экспорта. В 1955 году торговый баланс был сведен с активным сальдо. Экспорт вырос на 11,2 процента по сравнению с 1954 годом.
Фактором, благоприятствовавшим росту производства, было также некоторое увеличение доходов трудящихся, завоеванное в результате упорной забастовочной борьбы. Этот рост доходов стимулировал увеличение производства потребительских товаров, главным образом предметов длительного пользования. Вдобавок в последние годы получил широкое развитие потребительский кредит. Следует иметь в виду, что резервы расширения производства за счет потребительского кредита во Франции более велики, чем в других капиталистических странах: его размеры не превышают в настоящее время одного процента национального дохода, тогда как в Англии соответствующая цифра равна 2,5 процента, а в Соединенных Штатах превышает 9 процентов.
Значительную роль в поддержании высокой конъюнктуры в стране играют военные заказы. Правда, они сократились в 1955 году примерно на одну пятую по сравнению с 1954 годом, что, бесспорно, вызвано некоторым ослаблением международной напряженности, и в частности прекращением войны во Вьетнаме.
***
Можно усомниться, являются ли все эти факторы здоровой основой экономического развития страны. Во всяком случае, такие стимулы, как военные заказы и потребительский кредит, носят в значительной мере искусственный характер.
Состояние отдельных крупных отраслей промышленности в сравнении с общим среднемесячным индексом промышленного производства видно из следующих цифр (физический объем продукции в довоенном, 1938 году принят за 100):
При общем росте промышленной продукции отдельные отрасли развивались крайне неравномерно. В отраслях тяжелой промышленности и некоторых других (производство искусственного волокна, удобрений) наблюдается бурный рост, тогда как в ряде отраслей, производящих предметы потребления, приходится констатировать застой, а в некоторых — даже уменьшение. Для второй группы показательно положение, создавшееся в текстильной промышленности.
По данным синдиката хлопчатобумажной промышленности Франции, в течение двух лет бездействуют 176 хлопкопрядильных предприятий. В 1955 году продукция текстильной промышленности упала по сравнению с 1954 годом на 4,3 процента, а число частично безработных в этой отрасли возросло с 27 тысяч человек в 1954 году до 100 тысяч в 1955 году. В целях борьбы со снижением цен предприниматели договорились о принудительном сокращении производства хлопчатобумажной пряжи на 20 процентов и закрытии ряда предприятий.
Посмотрим, как обстоит дело в тех отраслях, где за последние годы наблюдался значительный рост производства.
К числу первых по темпам роста отраслей относится черная металлургия. Крупные фирмы, господствующие в этой отрасли, торопятся извлечь выгоду из высокой конъюнктуры. В конце 1955 года портфель заказов металлургических компаний был заполнен на весь 1956 год. Вслед за тем во Франции была принята дополнительная программа развития металлургической промышленности, которая предполагает довести выплавку стали к 1960 году до 17 миллионов тонн.
Однако и эта отрасль испытывает трудности, в частности вследствие острой нехватки металла. В предыдущие годы наибольшее внимание уделялось капиталовложениям в производство проката, а не чугуна и стали, что и вызвало недостаток сырого металла. Сейчас эту диспропорцию стараются исправить.
Весьма беспокоит французских металлопромышленников усиление конкуренции со стороны Западной Германии. Доля Франции в производстве стали шестью странами, входящими в Европейское объединение угля и стали, сократилась с 26 процентов в 1952 году до 23,5 процента в 1955 году, тогда как удельный вес Западной Германии повысился с 37,9 процента до 40,8 процента.
Недостаток собственного кокса и коксующихся углей ставит металлургическую промышленность Франции в зависимость от импорта, в частности из Западной Германии. В ноябре — декабре 1955 года 8 процентов заказов не было выполнено из-за уменьшения поставок немецкого кокса. В январе — марте 1956 года потребности металлургической промышленности в коксе были удовлетворены лишь на 81 — 88 процентов, что вынудило подумать о расширении импорта дорогостоящего американского угля.
Среди отраслей машиностроения и металлообработки высокие темпы роста наблюдаются в автомобильной и судостроительной промышленности, а также в сельскохозяйственном машиностроении. В 1955 году выпущено рекордное за послевоенный период число автомобилей — 724 тысячи штук (в том числе 552 тысячи легковых) — на 21 процент больше, чем в 1954 году.
Но и в этой группе есть отстающие. Так, явно не соответствует общим темпам рост станкостроения.
Отрицательно сказываются на состоянии экономики и финансов страны весьма значительные военные расходы. По официальным данным, только прямые военные расходы государства за последние годы составили:
Высокие военные расходы являются главной причиной увеличения бюджетного дефицита, который достиг в 1955 году 443 миллиардов франков — на 97 миллиардов франков больше, чем в 1954 году. По проекту бюджета на 1956 год прямые военные расходы намечались в сумме 1050 миллиардов франков. Но в апреле 1956 года, уже после того, как эта цифра была несколько сокращена, министр экономики и финансов Поль Рамадье заявил, что к военному бюджету на 1956 год в 925 миллиардов франков следует прибавить еще чрезвычайные расходы в Алжире, составляющие, по его предположению, около 210 миллиардов франков, а также 40—60 миллиардов франков на призыв в армию 100 тысяч резервистов.
Высокие военные расходы в сочетании с увеличением других государственных расходов вызывают в деловых кругах опасения, как бы не усилилась инфляция. Французский еженедельник «Перспектив», напоминая выдвинутый Ги Молле и Рамадье на заседании финансовой комиссии Национального собрания лозунг «ни инфляции, ни девальвации», задает вопрос, как без инфляции уменьшить бюджетный дефицит.
Правительство Франции испытывает в настоящее время давление со стороны монополий. Они с поразительным единодушием осуждают последние меры, предпринятые для улучшения положения народных масс, объявляя эти меры чуть ли не причиной инфляции. Орган крупного капитала «Ви франсэз», например, с нескрываемым раздражением пишет в связи с планами создания фонда для престарелых:
«Дать каждому престарелому французу гарантию на получение пособия это — авантюра».
Та же газета предлагает увеличить рабочий день, но не оплачивать его по сверхурочным ставкам с тем, чтобы разница пошла государству. И без комментариев ясно, каков смысл этих предложений. В широких демократических кругах Франции считают, что интересы страны требуют снижения военных расходов и улучшения материального и культурного положения трудящихся. Это способствовало бы расширению внутреннего рынка и, следовательно, могло бы обеспечить развитие экономики на здоровой основе.
Внимание общественности привлекают в этой связи также проблемы внешней торговли. Расширение экспорта произошло за последние годы главным образом за счет развития торговли со странами, не входящими во Французский Союз (на 20,2 процента в 1955 году по сравнению с 1954 годом), экспорт же в зону франка сократился за этот же период на 2,2 процента. Политические события, а также конкуренция Японии, Западной Германии и Соединенных Штатов привели к сокращению французского экспорта в Марокко и Мадагаскар. Резко уменьшилась торговля Франции с Южным Вьетнамом. Газета французских промышленников «Эко» писала в начале этого года, что новые и новые ограничения, вводимые правительством Нго Динь Дьема, ставят французских экспортеров в весьма затруднительное положение.
«Действительно становится все более ясно, что Южный Вьетнам включается в орбиту Соединенных Штатов».
Расширение экспорта в другие страны было достигнуто посредством активизации внешнеторговой политики французского правительства. Заключен ряд долгосрочных торговых и экономических соглашений, соглашений на поставку оборудования в кредит, специальных соглашений об урегулировании задолженности и так далее. Увеличению экспорта оборудования способствовало заключение большого числа контрактов на строительство заводов, электростанций, плотин в Латинской Америке, на Среднем Востоке и в других странах. Кроме того, осуществлялось в широких масштабах прямое правительственное субсидирование экспорта. Размер субсидий экспортерам пшеницы составил в 1955 году около трех четвертей ее экспортной цены.
Но такое настойчивое «проталкивание» французских товаров на внешнем рынке имеет и оборотную сторону. Некоторые правительства (в частности Канада) стали угрожать применением антидемпинговых пошлин на французские товары. В ответ Франция была вынуждена частично отменить с января 1956 года количественные ограничения при Ихмпорте из Соединенных Штатов и Канады, а также несколько снизить размер экспортных субсидий.
Общему росту экспорта способствовало увеличение товарооборота Франции с Советским Союзом. Однако объем этой торговли все еще не отвечает имеющимся возможностям.
Большие и реальные перспективы в этом отношении открываются в результате недавно окончившихся переговоров в Москве советских и французских руководителей. Представители Советского Союза и Франции
«согласились поощрять всеми мерами развитие франко-советского товарооборота, признавая, что это отвечает взаимным экономическим интересам и явится серьезным фактором сближения и взаимопонимания между народами».
Достигнуто также соглашение о заключении долгосрочного соглашения о взаимных поставках товаров, причем советские представители заявили при переговорах, что при отсутствии ограничений и дискриминации в торговле Советский Союз мог бы в течение трехлетнего периода значительно увеличить свои закупки французских товаров и соответственно продажу советских товаров во Францию с тем, чтобы к концу трехлетнего периода товарооборот между СССР и Францией увеличился примерно в три — четыре раза по сравнению с товарооборотом 1955 года. Осуществление этой программы и дальнейшее улучшение франко-советских отношений во всех областях, несомненно, отвечают интересам обеих стран, интересам как советской, так и французской экономики.
А. Соломонов
Новое время. Еженедельный журнал. № 25 за 1956 г. (14 июня 1956)