Швейцария (1987 г., Страны мира)

ШВЕЙЦАРИЯ

ШВЕЙЦАРИЯ
(Швейцарская Конфедерация)

Государство в Центральной Европе. Территория — 41,29 тыс. км2. Население — ок. 6,53 млн. (1985 г.), в т. ч. ок. 939 тыс. иностранцев, т. е. 14,2%. Столица — Берн (330 тыс. жит.). Среди коренных швейцарцев 65% говорят на немецком, 18% —на французском, 10% —на итальянском, менее 1%—на ретороманском языках. Первые 3 языка— государственные, 48% верующих — католики, 44%—протестанты.

Датой образования Швейцарии считается 1.VIII 1291 г., когда 3 кантона объединились в конфедерацию. В 1818 г. была принята конституция, превратившая Швейцарию из союза государств в единое, фактически федеративное государство. В 1874 г. конституция была изменена и действует в настоящее время, хотя правительство страны вынесло в конце 1985 г. на обсуждение парламента предложение об ее пересмотре. В течение 2 мировых войн Швейцария неизменно сохраняла нейтралитет.

Внешнеполитической доктриной Швейцарии является статус постоянного нейтралитета, закрепленный на Венском конгрессе (1815 г.) и подтвержденный Версальским договором (1919 г.), способствующий заметному вкладу Швейцарии в развитие международных отношений и базирующийся на 3 принципах: отказ от участия в войнах, незаключение военных договоров с иностр. государствами, окончательный отказ от какого-либо расширения своей территории. Придерживаясь по осн. внешнеполитическим вопросам позиции развитых капиталистических государств, Швейцария в последние годы расширяет связи с социалистическими странами. Швейцария не член ООН, но входит в большинство ее специализированных организаций, член Европейского совета, ОЭСР. В ходе референдума 16.Ш 1986 г. население отвергло предложение парламента и правительства о вступлении Швейцарии в ООН. С 1973 г. связана с ЕЭС соглашением о постепенном введении свободной торговли пром. товарами, однако в сообщество не вступает, поскольку это противоречит политике нейтралитета.

19—21.XI 1985 г. Женева была местом советско-американской встречи на высшем уровне. В последние годы активизировалось политическое сотрудничество между Швейцарией и СССР. В 1986 г. впервые в истории СССР посетил министр иностранных дел Швейцарии.

Швейцария — федеративная парламентарная республика, состоит из 23 кантонов, 3 из к-рых разделены на полукантоны. Каждый кантон имеет свою конституцию, парламент и правительство, однако права кантонов ограничены федеральной конституцией. Законодательная власть принадлежит Федеральному собранию (парламент), состоящему из 2 палат: Национального совета (200 депутатов) и Совета кантонов (46 депутатов). Последние парламентские выборы состоялись в 1983 г., в итоге усилились позиции правых партий. Исполнительную власть осуществляет Федеральный совет (правительство) из 7 федеральных советников (министров), избираемых на 4 года. Глава государства и правительства — президент конфедерации, избираемый на год парламентом поочередно из числа федеральных советников. Президентом на 1987 г. избран П. Обер (Социал-демократическая партия Швейцарии). С 1959 г. правительство представляет собой коалицию из представителей Демократическо-христианской, Радикально-демократической, Социал-демократической и Швейцарской народной партий (имеют 166 депутатских мест в Национальном совете и 43 в Совете кантонов).

Радикально-демократическая партия Швейцарии (РДПШ) — влиятельная буржуазная партия, тесно связана с крупным капиталом; Демократическо-христианская партия Швейцарии (ДХПШ) — выражает интересы крупной и средней буржуазии, а также клерикальных кругов; Социал-демократическая партия Швейцарии (СДПШ)—правореформистская, входит в Социнтерн; Швейцарская народная партия (ШНП) — выражает интересы средней и мелкой буржуазии, зажиточного крестьянства; Швейцарская либеральная партия (ШЛП) — буржуазная, представляет интересы женевских банкиров и базельских химических трестов; Союз независимых (СН) — правая мелкобуржуазная партия.

Швейцарская партия труда (ШПТ) —образована в 1944 г. на базе коммунистической партии, и группы левых социалистов; в своей деятельности руководствуется принципами научного социализма; борется за построение социалистического общества, за осуществление насущных требований трудящихся, за мир и европейскую безопасность. В июне 1982 г. состоялась Национальная конференция партии, к-рая приняла новый Устав ШПТ, основанный на принципах демократического централизма. В феврале — марте 1987 г. состоялся XIII съезд ШПТ, уделивший серьезное внимание экономическим и социальным вопросам, а также международным. Генеральный секретарь ШПТ — Ж. Шпильман. Почетный председатель — Ж. Венсан. Печатные органы — «В. О. Реалите» (на французском языке), «Фор-вертс» (на немецком языке) и «Иль Лавораторе» (на итальянском языке).

Профсоюзы объединяют ок. 40% трудящихся. Крупнейшая профорганизация — Объединение швейцарских профсоюзов, находится под преимущественным влиянием СДПШ, входит в МКСП.

Швейцария — высокоразвитая индустриальная страна с интенсивным сел. хоз-вом. По размерам нац. дохода на душу населения стоит на одном из первых мест в мире (36,5 тыс. швейц. фр. в год). Один из глав. финансовых и банковских центров мира (4-е место по запасам иностр. валюты). В экономике ведущую роль играют крупные монополии, особенность к-рых—ярко выраженный транснациональный характер.

Швейцарская пром-сть, характерная особенность к-рой ее большая зависимость от внешних источников сырья, специализируется на произ-ве высококачественной дорогостоящей продукции. Глав. отрасли — металлообработка и машиностроение, в частности прецизионное станкостроение, транспортные средства и текстильное оборудование (доля Швейцарии в мировом экспорте станков составляет 9— 10%, а текстильного оборудования—18%), электромашиностроение, химическая пром-сть, особенно фармацевтическая (12—15% экспорта медикаментов капиталистических стран) и произ-во красителей, часовая (половина экспорта часов капиталистических стран), пищевая, текстильная. В стране ежегодно производится: чугуна — ок. 0,20 млн. т, стали — 0,80 млн. т, цемента — 4,7 млн. т, кокса — 0,1 млн. т, 55,1 млрд. кВт-ч электроэнергии, в т. ч. 37,5% на атомных электростанциях (1985 г.). В 1985 г. ВНП составил 239 млрд. швейц. фр., причем значительная часть получена от внешней торговли. Сел. хоз-во дает ок. 5% ВНП (в т. ч. 3/4— животноводство), в нем занято 5% активного населения; оно обеспечивает потребности страны на 55—60%. Правительство ставит цель поднять с.-х. произ-во, чтобы полностью обеспечить население продуктами питания. Поголовье скота (1985 г.): крупного рогатого — 2 млн., в т. ч. 870 тыс. коров, лошадей — 0,4 млн., овец — 0,35 млн., свиней — 2,2 млн., домашней птицы—63 млн. Выращиваются овощи, фрукты, виноград, зерновые, сахарная свекла.

Важная статья дохода — иностр, туризм (6—7 млн. чел. в год). В 1985 г. поступления от иностр, туризма составили 10 млрд, швейц, фр. Жел. дороги — 5 тыс. км (в т. ч. 2,9 тыс. км принадлежит государству), шос. дороги с твердым покрытием — 61,5 тыс. км. Автопарк— 3 млн. машин, в т. ч. 2 млн. легковых. Открыт самый длинный в мире (16,9 км) автодорожный туннель под Сен-Готардским перевалом.

На долю Швейцарии приходится почти 2% мирового внешнеторг. оборота. Внешнеторг. баланс Швейцарии в 1985 г. был сведен с дефицитом в 8,6 млрд. швейц. фр. Глав. внешнеторг. партнеры: страны ЕЭС (50,2%), в первую очередь ФРГ, Италия, а также США (11,5%). После относительного роста в последние годы торговля Швейцарии с социалистическими странами начала сокращаться: их удельный вес в импорте составляет 3,3%, в экспорте — 2,9%.

Несмотря на то что импорт Швейцарии (нефть и нефтепродукты, сырье, продовольствие, оборудование и др.), как правило, превышает экспорт, ее платежный баланс постоянно положителен, прежде всего за счет доходов от инвестиций за рубежом (в 1985 г. сальдо — 12 млрд. швейц. фр.). Швейцария — крупный экспортер капитала. По имеющимся оценкам, на предп-тиях, расположенных в др. странах и контролируемых швейцарским капиталом, занято ок. 3,5 млн. рабочих и служащих, т. е. значительно больше, чем в самой Швейцарии. Важную внутреннюю и международную роль играют швейцарские банки (593), общий актив к-рых в 1985 г. достигал 777,7 млрд. швейц. фр. Капиталисты Швейцарии эксплуатируют большое число иностр. рабочих и внутри страны: 0,55 млн. чел., занятых в экономике,— иностранцы (22,3% самодеятельного населения). Как правило, они используются на наиболее тяжелых и низкооплачиваемых работах и получают зарплату на 25% ниже, чем швейцарцы, значительная их часть не имеет права менять место работы и жительства и т. д. Ден. единица — швейцарский франк. 100 швейц. фр.=41,49 руб. (январь 1987 г.).

Швейцария отличается отсталым социальным законодательством. В частности, разница в оплате труда мужчин и женщин достигает 30%. Продолжительность рабочей недели велика: св. 70% работает более 44 часов в неделю. Лишь в 1983 г. введен 3-недельный оплачиваемый отпуск. В то же время в Швейцарии размер налогов с прибылей монополий — один из наиболее низких в мире.

Стабильность экономики, прочная ден. единица позволяют швейцарцам более успешно выдерживать трудности, вызванные мировым экономическим кризисом, однако экономический спад оказывает отрицательное влияние на страну. Последние годы отмечены застоем или слабым оживлением, однако объем ВНП в 1983—84 гг. несколько увеличился. За этот период было ликвидировано 350 тыс. рабочих мест, а также большое число мелких и средних предп-тий. Растет дороговизна. Рост инфляции достиг 7,5%. Острой проблемой для Швейцарии становится безработица. В 1985 г. число безработных достигло 30 тыс. (1% активного населения). Характерная черта политического лица Швейцарии — низкая активность избирателей (в выборах 1967 г. участвовало 65,7% избирателей, в 1979 г.— 47,9, в 1983 г.— 48,9%).

В конце 1980 г. наметилось впервые за последние годы увеличение активности трудящихся в борьбе за свои интересы, проявившейся в выступлениях типографских и строительных рабочих, гос. служащих, однако в 1983—84 гг. эта борьба спала. Выступления трудящихся, а также массовые манифестации за мир имели место в течение 1982—85 гг.

 

Из справочника: «Страны мира: Краткий полит.-экон. справочник».-М., 1987.

Европа в 1987-м году

Список используемых сокращений
адм.— административный глав.— главный
ден.— денежный
дипл.— дипломатический
др.—другой, другие з-д — завод
иностр.— иностранный
нац.— национальный
осн.— основной
офиц.— официальный
предп-тие — предприятие
произ-во — производство
преимущ.— преимущественно
пром.— промышленный
пром-сть — промышленность
строит-во — строительство
торг.— торговый
ф-ка — фабрика
хоз-во — хозяйство

Сокращенно даются также (при цифре) метрические данные, меры веса, объема и т. д. (т, кг, м и пр.).

 

СПИСОК АВТОРОВ СПРАВОЧНИКА
Агарышев А. А., Александров С. К., Анипченко И. А., Антоненко И. А., Антонов В. И., Антонов Ю.А., Бабич H. Е., Байдаков В. П., Барбин В. В., Внуков Е. В., Ворожейкин Е. А., Воронин А. С., Воронков В. И., Выхухолев В. В., Гогитидзе В. Ю., Горелов М. С., Гребенников В. Н., Григорьев А. 3., Грядунов Ю. С., Давыдов А. А., Дарусенков О. Т., Деревлев В. М., Дорофеев Б. Я., Дорохин В. Д., Дроздов Э. А., Другов А. Ю., Егоров Б. В., Иванов В. И., Иванов-Голицын А. Г., Игнатьев А. Д., Иргебаев А. Т., Исмаилходжаев Л. Г., Капский Э. В., Кобелев Е. В., Козлов Ю. К., Колос А. Я., Комин H. Н., Корендясов Е. Н., Корнюхин В. М., Кошелев Ю. Д., Кузнецов М. И., Кузьмин А. И., Куприков А. О., Курин К. Н., Лагутин Е. С., Лакин В. Ф., Ларин В. А., Леонидов И. И., Лизун В. Н., Малаховский К. В., Малов А. Ф., Маслов А. Ф., Матузов В. Н., Машенцев В. Г., Мелихов И. А., Мидцев В. В., Минеев А. Н., Михайлов И. В., Мыльников В. Н., Ненашев С. В., Нерубайло В. Е., Осипов А. И., Осипов В. П., Островидов Ю. П., Перцов В. В., Петрук Б. Г., Поляков Г. А., Потапов В. И., Пухов В. А., Романов С. В., Рудник Д. Я., Смирнов Г. П., Таксубаев А. И., Тарасов А. Б., Травкин В. Е., Троценко Г. П., Уласевич В. П., Харитонов В. А., Чужакин А. П., Чурилов Е. М., Шараев В. И., Шеменков К. А., Шматов И. П., Шубин В. Г., Эльянов П. А.

Рейтинг STRANOVEDUS.ru основан на 11 блоках и 88 критериях, охватывающих литературу, искусство, науку, медиа, туризм, символику, историю, традиции, географию и спорт. Итоговый балл (максимум 8800) показывает культурно-исторический вклад страны, распределяя её от «цивилизационной вершины» до «локального значения». Оценки максимально объективны, но не полны: реальная культура всегда богаче рейтинга, и его цель — лишь наглядно выявить ключевые точки интереса — персон, места и события, формирующие облик страны.