ЮГОСЛАВИЯ
(Социалистическая Федеративная Республика Югославия, СФРЮ)
Государство на юго-востоке Европы, в сев.-зап. и центральной части Балканского п-ова. Территория — 255,8 тыс. км2. Население — 23,3 млн. (1986 г.): сербы, хорваты, словенцы, македонцы, черногорцы, славяне-мусульмане. Проживают также албанцы, венгры, румыны, турки и др. Столица—Белград (1,5 млн. жит., с пригородами). Все языки народов Югославии равноправны.
В 1941—45 гг. Коммунистическая партия Югославии, к-рую с 1937 г. возглавил И. Броз Тито, выступила организатором и руководителем народно-освободительной борьбы и социалистической революции в стране. Народы Югославии дорогой ценой заплатили за свою свободу и независимость, внесли весомый вклад в разгром фашизма. Война унесла жизни 1,7 млн. чел., или 10,8% населения страны; материальный ущерб составил 46,9 млрд. дол.
Важнейшей вехой в борьбе югославских народов за создание многонационального социалистического государства стала II сессия Антифашистского веча народного освобождения Югославии (АВНОЮ), состоявшаяся 29—30.XI 1943 г. Она приняла исторические решения о гос. устройстве новой Югославии как федерации равноправных народов, провозгласила АВНОЮ высшим законодательным и исполнительным органом, сформировала Национальный комитет освобождения Югославии во главе с И. Броз Тито в качестве первого народного правительства. 29.XI 1945 г. Учредительная скупщина приняла декларацию об окончательной ликвидации монархии и провозглашении Югославии Федеративной Народной Республикой (с 1963 г.—Социалистическая Федеративная Республика Югославия — СФРЮ).
В стране были проведены крупные социально-экономические преобразования, в результате к-рых осн. средства произ-ва стали общенародным достоянием. Тем самым был заложен фундамент для строительства социализма, в ходе к-рого в Югославии сложились характерные для нее формы политической и экономической организации общества. В конституциях ФНРЮ 1946 г., СФРЮ 1963 г. и 1974 г., Законе об объединенном труде (1976 г.) и др. законодательных актах получили отражение различные этапы становления и совершенствования общественно-политической и экономической системы на основах самоуправления, рассматриваемого в Югославии в качестве специфической формы диктатуры пролетариата.
Согласно действующей Конституции, вся власть в СФРЮ принадлежит рабочему классу в союзе со всеми трудящимися города и села. Ведущей идейной и политической силой рабочего класса и всех трудящихся является Союз коммунистов Югославии (СКЮ). Основы общественно-экономического устройства — свободно объединенный труд, общественная собственность на средства произ-ва, самоуправление трудящихся. Конституция провозглашает братство и единство народов и народностей СФРЮ, закрепляет широкий круг прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, ставит задачу обеспечить последовательное претворение в жизнь социалистического принципа распределения по труду. Свои отношения с др. государствами Югославия строит на принципах уважения нац. суверенитета и равноправия, невмешательства во внутренние дела др. стран, разрешения международных споров мирными средствами. Внешнеполитический курс СФРЮ осуществляется на основе политики неприсоединения к существующим военно-политическим группировкам государств. Югославия принимает активное участие в движении неприсоединения. В 1985 г. она имела дипл. отношения со 140 странами.
Отношения СФРЮ с СССР и др. социалистическими странами характеризуются широким сотрудничеством в различных областях. На основе соглашения, заключенного в 1964 г. между СЭВ и Югославией, она участвует в работе ряда органов этой международной организации, сотрудничает в реализации Комплексной программы научно-технического прогресса стран — членов СЭВ. Важную роль в развитии и укреплении всесторонних отношений между СССР и СФРЮ, КПСС и СКЮ сыграли советско-югославские встречи на высшем уровне. В декабре 1986 г. СССР посетила с офиц. дружественным визитом делегация СКЮ. Принципы и положения, зафиксированные в совместных документах, принятых по итогам этих встреч, представляют собой надежную основу для разностороннего взаимодействия и стабильных отношений, для взаимопонимания и доверия между СССР и СФРЮ.
В соответствии с Конституцией орган общественного самоуправления и высший орган власти в рамках прав и обязанностей федерации — Скупщина СФРЮ, состоящая из 2 палат: Союзного веча и Веча республик и краев (Председатель Скупщины СФРЮ — И. Вран-дечич). Функции коллективного главы государства выполняет Президиум СФРЮ (по одному представителю от каждой республики и каждого автономного края, а также — по положению — Председатель Президиума ЦК СКЮ), из состава к-рого сроком на 1 год избираются Председатель Президиума СФРЮ (с мая 1986 г.— С. Ха-сани) и заместитель Председателя. Правительство Югославии — Союзное исполнительное вече (Председатель—Б. Микулич) — исполнительный орган Скупщины СФРЮ.
В состав СФРЮ входят 6 социалистических республик: Босния и Герцеговина, Македония, Сербия (в нее входят 2 социалистических автономных края — Воеводина и Косово), Словения, Хорватия и Черногория. Каждая республика и автономный край имеют свою конституцию, президиум, скупщину, исполнительное вече.
Союз коммунистов Югославии (СКЮ)—до 1952 г. носил название Коммунистическая партия Югославии (основана в апреле 1919 г.). Ныне действующая Программа СКЮ принята на VII съезде (1958 г.), Устав СКЮ — на IX съезде в 1969 г. (на X—XIII съездах партии утверждены изменения и дополнения к Уставу). X съезд СКЮ (1974 г.) высказался за последовательное проведение в жизнь принципа демократического централизма. Были подвергнуты критике теории о стихийном развитии самоуправления, принижающие значение направляющей деятельности партии. В области экономики поставлена задача усиления плановых начал, преодоления нек-рых диспропорций в народном хоз-ве. XI съезд СКЮ (июнь 1978 г.) наметил политику партии по осн. вопросам дальнейшего социалистического развития страны и деятельности СФРЮ на международной арене. Под знаком преемственности этого курса в июне 1982 г. был проведен XII съезд СКЮ. На XIII съезде СКЮ, к-рый состоялся в июне 1986 г. и был охарактеризован в партийных документах как съезд «единства и действия», важное место занимали вопросы экономического развития и преодоления переживаемых страной трудностей, совершенствования политической системы самоуправления, укрепления идейного и организационного единства СКЮ. Руководящие органы СКЮ — Центральный Комитет (ЦК) и Президиум ЦК СКЮ. Сроком на 1 год избирается Председатель Президиума ЦК СКЮ (с июня 1986 г.— М. Реновица) и на 2 года — секретарь (с июня 1986 г.— Р. Гачич). Печатные органы СКЮ — еженедельная газета «Комунист», ежемесячный журнал «Социялизам».
Массовые общественно-политические организации: Социалистический союз трудового народа Югославии (создан на основе Народного фронта), Союз профсоюзов Югославии, Союз социалистической молодежи Югославии, Союз объединений ветеранов народно-освободительной войны Югославии и др.
За годы народной власти Югославия из отсталой аграрной страны превратилась в среднеразвитое индустриально-аграрное государство. По сравнению с 1947 г. (к этому времени в Югославии было в основном восстановлено разрушенное войной хоз-во) совокупный общественный продукт увеличился в 7 раз; объем пром. произ-ва — примерно в 20 раз, а с.-х.— почти в 3 раза. Значительное развитие получили такие отрасли пром-сти, как электротехника, химия, автомобилестроение, судостроение, машиностроение, радиоэлектроника и др. 86% совокупного общественного продукта страны создается в общественном секторе. В нем занято 6,6 млн. чел. (1986 г.), в т. ч. в различных сферах материального произ-ва — 5,5 млн. чел.
В 1987 г. совокупный общественный продукт СФРЮ увеличился по сравнению с предыдущим годом на 3%, рост объема пром. про-из-ва составил 3,9%, производительность труда возросла примерно на 1%. Занятость в общественном секторе увеличилась на 3%, однако в целом количество нетрудоустроенных лиц возросло и в январе 1986 г. превышало 1 млн. чел. На временной работе за границей находилось ок. 1,2 млн. чел. (вместе с членами семей).
Недра страны богаты полезными ископаемыми: руды цветных металлов (медь, свинец, цинк, алюминий), хромиты, уголь, нефть, минералы и др. Югославия также богата лесом и гидроресурсами.
В 1986 г. произведено 77,7 млрд. кВт-ч электроэнергии, 3,5 млн. т кокса, 3,1 млн. т чугуна, 4,5 млн. т стали, 140,4 тыс. т электролитической меди, 113 тыс. т свинца, 89,3 тыс. т цинка, 319,7 тыс. т алюминия; добыто 6,6 млн. т железной руды, 4,1 млн. т нефти, 2,4 млрд. м3 газа, 70,4 млн. т угля (в т. ч. 0,4 млн. т каменного угля).
Важное место в экономике страны занимает сел. хоз-во (приблизительно 32% активного населения, ок. 14% совокупного общественного продукта). Общественный сектор сел. хоз-ва, на к-рый приходится ок. 17% обрабатываемых земель, дает примерно половину товарной с.-х. продукции, а с учетом кооперации с индивидуальными производителями — ок. 2/3. Земельный максимум на 1 частное хоз-во— до 15 га в зависимости от качества земли. Имеется ок. 3,5 тыс. общественных хоз-в различного типа и 2,7 млн. индивидуальных крестьянских хоз-в. Осн. отрасль сел. хоз-ва — земледелие.
В 1986 г. объем с.-х. произ-ва увеличился примерно на 5% по сравнению с 1985 г. Было собрано ок. 5 млн. т пшеницы, 12,5 млн. т кукурузы, 5,6 млн. т сахарной свеклы, 449 тыс. т подсолнечника. Выращено 708 тыс. т слив, 1,5 млн. т винограда. Поголовье крупного рогатого скота составляло 5,2 млн. голов, свиней — 8,7 млн., овец — 7,7 млн. голов.
Жел. дороги — 9,3 тыс. км (из них 3,5 тыс. км электрифицировано), автодороги—118 тыс. км (в т. ч. с твердым покрытием — 67 тыс. км). Развит морской торг. флот (2,8 млн. бр.-рег. т в 1985 г.). Длина судоходных речных путей — св. 2 тыс. км. Развивается воздушный транспорт. Деи. единица — югославский динар. 1000 динаров = 1,46 руб. (январь 1987 г.).
Югославия поддерживает экономические отношения более чем со 140 странами. Экспорт СФРЮ составил в 1986 г. 10,3 млрд, дол., импорт— 11,7 млрд. дол. Платежный баланс сведен с положительным сальдо в 250 млн. дол. 1-е место среди торг. партнеров занимает СССР (за 1981—85 гг. взаимный товарооборот составил 35 млрд. дол.). При экономическом и техническом содействии СССР в СФРЮ построено, строится и подлежит строит-ву ок. 140 пром. предп-тий и др. объектов. В 1985 г. подписаны соглашение между СССР и СФРЮ о взаимных поставках судов и судового оборудования на 1986 — 90 гг., протокол об основных направлениях научно-технического сотрудничества на период до 2000 г., достигнута договоренность о разработке перспективной программы экономического сотрудничества между двумя странами на этот же период.
В стране ведется значительное жилищное строит-во (в 1986 г. построено ок. 45 тыс. квартир в общественном секторе), достигнуты определенные успехи в области образования, здравоохранения и социального обеспечения.
В целях преодоления серьезных трудностей в экономическом развитии, с к-рыми в последние годы столкнулась Югославия, в июле 1983 г. была принята «Долгосрочная программа экономической стабилизации», предусматривающая меры, направленные на повышение производительности труда, выравнивание уровней развития отдельных республик и р-нов страны, увеличение занятости населения, снижение инфляции, сокращение дефицита внешнеторг. и платежного баланса, приведение всех видов потребления в соответствие с реальными возможностями страны.
Итоги 1983—86 гг. свидетельствуют об определенных результатах по ряду направлений. Достигнут известный рост пром. произ-ва. За счет форсирования экспорта и ограничения импорта снижен дефицит внешнеторг. баланса. СФРЮ, хотя и с большим напряжением, справилась с задачей своевременного погашения платежей по внешним займам, добившись частичного переноса сроков выплаты ряда кредитов (общая сумма внешней задолженности, по офиц. данным, к концу 1986 г. сокращена до 19 млрд. дол.).
Вместе с тем не удалось остановить инфляцию, к-рая составила в 1986 г. 88,1%. По офиц. статистике, хотя повышение цен и стоимости жизни продолжалось, овальные личные доходы населения возросли на 8,5%.
Экономические проблемы остаются в центре внимания партийных и гос. органов Югославии. На их решение направлен принятый в конце 1985 г. план социально-экономического развития Югославии на 1986-1990 гг.
Из справочника: «Страны мира: Краткий полит.-экон. справочник».-М., 1987.

Список используемых сокращений
адм.— административный глав.— главный
ден.— денежный
дипл.— дипломатический
др.—другой, другие з-д — завод
иностр.— иностранный
нац.— национальный
осн.— основной
офиц.— официальный
предп-тие — предприятие
произ-во — производство
преимущ.— преимущественно
пром.— промышленный
пром-сть — промышленность
строит-во — строительство
торг.— торговый
ф-ка — фабрика
хоз-во — хозяйствоСокращенно даются также (при цифре) метрические данные, меры веса, объема и т. д. (т, кг, м и пр.).
СПИСОК АВТОРОВ СПРАВОЧНИКА
Агарышев А. А., Александров С. К., Анипченко И. А., Антоненко И. А., Антонов В. И., Антонов Ю.А., Бабич H. Е., Байдаков В. П., Барбин В. В., Внуков Е. В., Ворожейкин Е. А., Воронин А. С., Воронков В. И., Выхухолев В. В., Гогитидзе В. Ю., Горелов М. С., Гребенников В. Н., Григорьев А. 3., Грядунов Ю. С., Давыдов А. А., Дарусенков О. Т., Деревлев В. М., Дорофеев Б. Я., Дорохин В. Д., Дроздов Э. А., Другов А. Ю., Егоров Б. В., Иванов В. И., Иванов-Голицын А. Г., Игнатьев А. Д., Иргебаев А. Т., Исмаилходжаев Л. Г., Капский Э. В., Кобелев Е. В., Козлов Ю. К., Колос А. Я., Комин H. Н., Корендясов Е. Н., Корнюхин В. М., Кошелев Ю. Д., Кузнецов М. И., Кузьмин А. И., Куприков А. О., Курин К. Н., Лагутин Е. С., Лакин В. Ф., Ларин В. А., Леонидов И. И., Лизун В. Н., Малаховский К. В., Малов А. Ф., Маслов А. Ф., Матузов В. Н., Машенцев В. Г., Мелихов И. А., Мидцев В. В., Минеев А. Н., Михайлов И. В., Мыльников В. Н., Ненашев С. В., Нерубайло В. Е., Осипов А. И., Осипов В. П., Островидов Ю. П., Перцов В. В., Петрук Б. Г., Поляков Г. А., Потапов В. И., Пухов В. А., Романов С. В., Рудник Д. Я., Смирнов Г. П., Таксубаев А. И., Тарасов А. Б., Травкин В. Е., Троценко Г. П., Уласевич В. П., Харитонов В. А., Чужакин А. П., Чурилов Е. М., Шараев В. И., Шеменков К. А., Шматов И. П., Шубин В. Г., Эльянов П. А.