Карьера господина Физо (1961 г., Новое время)

ИНДИЯ

В последнее время в американской и английской печати довольно часто появляются сообщения о пресс-конференциях, манифестах и заявлениях некоего Запо Ангами Физо, индийца по национальности. Все они направлены против недавнего решения правительства Индии создать новый индийский штат Нагаленд. Это горный район на границе с Бирмой, где живут четырнадцать индийских племен нага — крестьяне и охотники»

Физо объявляет незаконным решение индийских властей и призывает Организацию Объединенных Наций направить в этот район «беспристрастную» комиссию для расследования положения. Он требует отделения Нагаленда от Индии и превращения этого небольшого, но стратегически чрезвычайно важного района на стыке границ Индии, Китая, Бирмы и Восточного Пакистана в самостоятельное .государство.

Эти требования сопровождаются широкой антииндийской кампанией, финансируемой рядом влиятельных на Западе деятелей. Английские газеты «Обсервер», «Таймс», «Гардиан», американские издания «Нью-Йорк тайме», журнал «Ньюсуик» и другие предоставляют Физо свои страницы, сопровождая его злобные выпады против Индии поощрительными комментариями. Если верить западной печати, то Физо — патриот и защитник 350 тысяч жителей Нагаленда.

Так ли это? Физо — уроженец Нагаленда, ныне — эмигрант, живет в Лондоне и именует себя «президентом федеративного правительства нага». Уже несколько лет этого президента несуществующей федерации разыскивают индийские власти по обвинению в убийстве. Его голова оценена в 10 тысяч рупий. По сообщениям из Индии, соотечественники отреклись от него и предупредили, что Физо не проживет и суток, если появится в Нагаленде.

Тем не менее престиж Физо на Западе не падает, а шум, поднятый вокруг его деятельности, не утихает. Дело дошло до того, что известный расист, министр иностранных дел Южно-Африканского Союза Эрик Лоу обрушился в этой связи в ООН с нападками на Индию. По мнению индийского еженедельника «Блитц» появилась реальная опасность «вынесения на рассмотрение ООН чисто внутренней проблемы индийского народа, подобно тому, как это уже было проделано с тибетским вопросом».

Что же в действительности произошло и происходит в Нагаленде и кто такой этот «возмутитель спокойствия» г-н Физо?

 

БЕСПОКОЙНЫЙ НАГАЛЕНД

Территория нынешнего Нагаленда была захвачена английскими колонизаторами в конце прошлого века, Британские власти с трудом управляли воинственными и свободолюбивыми племенами. Стремясь ослабить сопротивление нага, колонизаторы подкупали местных вождей и с их помощью раздували вражду между племенами, а также между всеми нага и их соседями — жителями Ассамской долины. Священники из Американского общества миссионеров-баптистов, появившиеся в здешних местах в прошлом веке, прививали населению веру в Христа, а вместе с ней — покорность судьбе и властям. Молодых нага учили носить неудобное в местных условиях европейское платье, говорить по-английски, курить сигареты, а главное — ненавидеть все индийское. Им внушали, что между нага и остальными индийцами нет ничего общего.

Несмотря на все старания колониальных властей и миссионеров, в Нагаленде то и дело вспыхивали стихийные восстания против англичан. Незадолго до их ухода из Индии здесь возникла первая общеплеменная политическая организация — Национальный совет нага. В 1947 году Национальный совет заключил с индийским правительством соглашение о включении Нагаленда в Индийский Союз.

В Вашингтоне и Лондоне решили, однако, не выпускать из рук этот стратегически важный район. Империалисты задумали отделить Нагаленд от Индии и создать здесь «первое христианское государство в Юго-Восточной Азии» — очаг постоянного напряжения между Бирмой, Индией, Китаем и Пакистаном. В связи с этим заговором мир и услыхал о господине Физо.

Это интересно:  Шатры под оливами (1965 г., Новое время)

 

ФИЗО РАЗДУВАЕТ ОГОНЬ

Политическая карьера Физо началась за сутки до провозглашения независимости Индии — 14 августа 1947 года. В этот день он заявил о «независимости» деревни, в которой родился и жил. Английские колониальные чиновники, еще остававшиеся в Нагаленде, немедленно начали подстрекать вождей племен к антииндийским выступлениям и объединению с Физо. Американские миссионеры призвали население отпраздновать «День независимости нага».

Используя тревожную обстановку в стране и изоляцию Нагаленда от остальной Индии, миссионеры и Физо развернули среди нага оголтелую антииндийскую агитацию. Тем не менее мятеж разгорался крайне медленно и не раз готов был совсем потухнуть. Только через два года Физо и группа сепаратисте в-нага, воспитанных миссионерами, сумели захватить в свои руки Национальный совет нага. В 1949 году Физо порвал соглашение об объединении, заключенное между правительством Индии и Национальным советом.

В поисках оружия, денег и широкой поддержки за рубежом Физо провел последующие три года в разъездах. Согласно индийским официальным данным, он совершил длительную поездку в Соединенные Штаты. Из опубликованного в 1952 году в итальянской прессе доклада посла Соединенных Штатов в Бирме У. Себолда видно, что Физо стал резидентом американской разведки в Нагаленде. По свидетельству «Хиндустан стандард» и других индийских газет, люди Физо обратились за оружием к гоминдановцам, засевшим в Бирме, и к американскому посольству в Индии. Как сообщала газета «Дели таймс», поставками оружия для антииндийских выступлений нага руководила американская военная миссия в Таиланде.

Закончив подготовку к вооруженному мятежу, воспитанники заокеанских миссионеров провозгласили в 1954 году в джунглях «Федеративную республику нага». Несколько вождей, не согласных с отделением от Индии, были казнены. Запылали административные здания, школы, больницы. Репрессии обрушились на всех, кто не желал поддерживать мятеж. В английской печати недавно было рассказано о судьбе деревни Тхевопесими, где в те годы 48 семей отказались участвовать в мятеже и помогать Физо продовольствием и деньгами. Люди Физо убили кормильца в каждой семье. Когда после кровавой расправы они ушли из Тхевопесими, в деревне осталось 48 вдов.

Отряды головорезов из «личной гвардии» Физо развернули по всему Нагаленду карательные экспедиции против непокорных деревень. За отказ выставить определенное число рекрутов для мятежников, за невыполнение принудительных продовольственных поставок, за поддержку индийских властей людей уводили ночью в джунгли, пытали и убивали. На население накладывались контрибуции. Даже детям грозила расправа, если они осмелятся пойти не в миссионерскую, а в государственную школу.

 

КРУШЕНИЕ МЯТЕЖА

В начале 1956 года Физо сделал шаг, переполнивший чашу терпения народа. Ночью из деревни Чечама был похищен Сакхри — один из руководителей Национального совета нага. Сакхри, следя за успешным развитием Индийской республики, пришел к выводу, что отделение от нее Нагаленда нецелесообразно и экономически невыгодно. Он осудил также кровавые методы Физо и, открыто выступая против него в Национальном совете, убедил многих в правильности своей позиции. Обеспокоенный этим, Физо захватил Сакхри и потребовал, чтобы он отрекся от своих взглядов. Сакхри отказался. Его убили.

Весть об этом преступлении еще не успела облететь Нагаленд, когда Физо совершил новое злодеяние: его «гвардейцы» захватили и обезглавили семь вождей племен, отказавшихся поддержать мятежников. Несколько человек были уведены в джунгли и разрезаны живыми на куски.

Это интересно:  На юге Индии - статья Ю. Готлобера (1966 г., Новое время)

Это вызвало негодование населения. Несколько десятков деревенских старейшин призвали своих односельчан начать сопротивление отрядам Физо. Деревня за деревней заявляла о своем разрыве с мятежниками. 15 лидеров Национального совета публично осудили кровавый террор и антииндийскую деятельность Физо.

Тогда Физо заявил, что Национальный совет распущен. Но было уже поздно. Члены Совета и большинство рядовых нага вышли из его подчинения. В июне 1958 года Совет собрался в Кохиме — административном центре Нагаленда — и единодушно осудил бандитскую деятельность Физо.

В августе 1957 года 2 тысячи представителей всех племен съехались в Кохиму, чтобы определить дальнейшую судьбу своей провинции. Съезд племен постановил, что отныне национальное движение нага должно идти по пути мира и переговоров с правительством Индии. Съезд призвал мятежников отказаться от насильственных методов борьбы. Индийскому правительству была направлена резолюция с предложением создать автономный административный район племен нага.

В сентябре состоялись переговоры делегации нага с премьер-министром Неру. В конце 1957 года индийский парламент принял закон о создании автономного района нага под управлением центрального правительства. Новый район получил право выбирать одного депутата в парламент. Немедленно была организована продовольственная и денежная помощь пострадавшим от мятежа. Нага, принимавшие участие в мятеже, были амнистированы. Несколько сотен обманутых Физо крестьян вышли из джунглей и вернулись к своим хозяйствам.

Физо и небольшая группа его сторонников оказались в полной изоляции. Большинство деревень не принимало их, отказывалось снабжать продовольствием. Чувствуя, что конец близок, Физо в бессильной злобе жег беззащитные селения, убивал. Последней жертвой Физо была маленькая горная деревушка: здесь было убито 45 из 60 ее жителей. Изувеченные тела были сброшены в ущелье.

После этого кровавого преступления Физо исчез, а остатки его банд разбежались по лесам. Большинство нага считало, что Физо погиб.

***

Прошло три года. Нагаленд вернулся к миру и созидательному труду. С помощью индийского правительства здесь было построено и восстановлено 24 больницы, 23 амбулатории. 467 средних и начальных школ, один колледж. Сейчас в районе 30 тысяч учащихся. В деревни проводится электричество, строятся современные дороги, создаются специализированные плантационные хозяйства.

Собравшийся в 1959 году в Мококчунге III съезд племен нага решил просить индийское правительство в связи с быстрым развитием района предоставить ему полное самоуправление в рамках Индийского Союза. Было решено направить в Дели делегацию руководителей племен для переговоров о создании штата Нагаленд.

Тем временем из джунглей вышли пять командиров «гвардии» Физо, четверо вождей из деревни Кхономы — родины Физо — и даже его личный адъютант Кепе-векхо Ангами. Несколько ранее вышла из леса семья Физо, мирно живущая сейчас в Шиллонге. Делегация племен готовилась к поездке в Дели, как единственная и полноправная представительница своего народа.

И вот 14 июня 1960 года газета «Хиндустан таймс» поместила сенсационное сообщение из Лондона: Запо Ангами Физо, живой и невредимый, прибыл в столицу Англии. На запрос индийского правительства из Лондона ответили, что Физо приехал в. Англию по сальвадорскому паспорту, купленному на черном рынке в Маниле…

Одновременно в Лондон для переговоров с английской секретной службой «М.И.5» прилетел Аллен Даллес. Как сообщил еженедельник «Блитц», Даллес встретился с Физо.

Это интересно:  Советско-норвежская торговля (1962 г., Новое время)

После отъезда Даллеса Физо начал действовать. Он разослал во все газеты наскоро состряпанный манифест. Этот документ под названием «Обращение к миру» был составлен с намерением привлечь внимание ООН. Замысел этого авантюриста и его хозяев был такой: сорвать поездку делегации племен в Дели и помешать решению проблемы нага.

Но планы эти потерпели провал. 1 августа 1960 года, после переговоров с делегацией племен, премьер-министр Неру заявил в парламенте, что вскоре будет образован новый индийский штат Нагаленд.

Ни Физо, ни его хозяев это, конечно, не устраивало. Снова, созвав пресс-конференцию и выпустив новый манифест, Физо заявил, что заключенное в Дели соглашение равно нулю.

Правительство Индии еще в июне просило английское правительство не допустить в Лондоне антииндийской деятельности Физо. Эта просьба до сих пор не выполнена. Физо продолжает выступать, а западная пресса продолжает кампанию в его поддержку.

Сейчас в Нагаленде заканчиваются выборы — каждое племя выдвигает своих представителей в органы самоуправления будущего штата. В связи с этим Физо выпустил еше один манифест, призывающий ООН «немедленно» послать в Нагаленд своих наблюдателей. Ряд английских газет его поддерживает, а еженедельник «Обсервер» советует помимо воли Индии вынести вопрос о Нагаленде на рассмотрение ООН. «Предоставляется удобный случай для проявления британского руководства», — пишет «Обсервер». Развивая далее эту мысль, еженедельник предлагает вообще почаще вмешиваться через ООН во внутренние дела молодых стран, недавно обретших независимость и ставших членами Объединенных Наций.

К чему ведет подобное вмешательство, показывает пример Конго. Но Индия — не Конго. Напрасно англо-американские патроны Физо рассчитывают с помощью ООН и своей марионетки, столь похожей на Чомбе и Мобуту, вызвать конфликт на восточной границе Индии.

 

И. Андронов

Новое время. внешнеполитический еженедельник. № 2 за 1961 г. (6 января 1961)