Поиски новых путей (1965 г., Новое время)

ЮГОСЛАВИЯ

Корреспонденция из Югославии В. Бережкова

Три августовские недели, проведенные мною в Югославии по приглашению белградского журнала «Международная политика», пролетели как одно мгновение. Но этот короткий срок вместил множество впечатлений, встреч, бесед, дискуссий. Я проделал в машине, самолете, поезде и автобусе в общей сложности пять тысяч километров, побывал в десятках городов и поселков. Передо мной и сейчас еще стоят чудесные картины голубой Адриатики, горные озера Словении, серые камни и подернутые лиловой дымкой города Далмации, зеленые холмы Шумадии.

На фоне этой чудесной природы предстала передо мной жизнь современной Югославии, напряженная и вместе с тем какая-то по-южному легкая, облик ее народа, мужественного, трудолюбивого и жизнерадостного, радушного и гостеприимного.

Жизнь Югославии своеобразна во многих отношениях. Тут существуют общественные институты, которых нет в других социалистических странах. В практике ведения хозяйства также немало специфического.

В каждой социалистической стране есть свои особенности, свой опыт хозяйственного строительства. Важность изучения этого опыта не вызывает сомнения. В совместном советско-югославском заявлении, подписанном 30 июня 1965 года в Москве в связи с визитом в нашу страну президента Социалистической Федеративной Республики Югославии, генерального секретаря СКЮ Иосипа Броз Тито, указывается, что обе стороны считают взаимно полезным дальнейшее развитие «обмена опытом партийного, государственного и хозяйственного строительства и предпримут конкретные шаги в этом направлении, что будет способствовать дальнейшему укреплению братской дружбы И сотрудничества между нашими партиями и странами в интересах дела мвра и социализма».

Специфические формы строительства социализма в одной страна, разумеется, не всегда подходят для любой другой. Но изучать опыт друг друга необходимо. И поэтому важно знать, в чем этот опыт состоит.

Мой приезд в Югославию совпал с началом проведения там новой экономической реформы. Введение этих новых экономических мероприятий свидетельствует о том, что югославские товарищи продолжают поиски путей экономического развития своей страны, хотят совершенствовать дело хозяйственного строительства, пересматривают старые методы, которые изжили себя или непригодны в новых условиях. В Югославии считают новые экономические мероприятия очень важным событием.

Действительно, экономическая реформа уже сейчас, на первом ее этапе, так пли иначе затронула каждого человека, каждую семью, предприятие, учреждение. Она готовилась на протяжении длительного периода. Состоявшийся в декабре 1964 года VIII съезд Союза коммунистов Югославии, вскрыв «серьезные недостатки, проявляющиеся в югославском обществе», наметил новые пути и формы деятельности в области внутреннего строительства. В резолюции съезда говорится о необходимости принятия «новой экономической системы». Вся первая половина нынешнего года прошла под знаком дискуссий вокруг этой «новой экономической системы» и практической разработки соответствующих мероприятий.

На состоявшейся в конце июля сессии Союзной скупщины (парламента) Югославии, посвященной реформе, было принято более 40 законов и законодательных актов. Из них 30 — непосредственно относятся к существу экономической реформы. Это закон о налоге с оборота, закон о таможенных тарифах, о валютных операциях и платежах, постановления о новом паритете динара и новых ценах, об изменении» порядка отчислений с личных доходов, об изменении системы капиталовложений, решения, направленные на ликвидацию имеющихся в экономике диспропорций, и так далее.

В соответствии с новыми законами, принятыми Скупщиной, с 26 июля изменился паритет динара: 1250 динаров за один американский доллар вместо 750 динаров. Эта мера должна стимулировать югославский экспорт, ограничить импорт, укрепить положение динара в международных торговых операциях и в конечном счете улучшить платежный баланс страны. С 1 января 1966 года изменяется нарицательная стоимость динара. 100 динаров, находящихся сейчас в обращении, будут равняться одному новому динару. Операция по замене денежных знаков будет продолжаться от 4 до 5 лет.

Все эти и некоторые другие мероприятия широко обсуждались югославской печатью и общественностью на протяжении нескольких месяцев. Другие законодательные акты, прежде всего те, которые связаны с повышением цен, рассматривались на закрытых заседаниях Скупщины, в прессе обсуждались в общей форме и потому явились неожиданностью для широкой публики. Как мне рассказывали югославские товарищи, когда за несколько дней до вступления в силу новых законов стало известно, что цены почти на вес виды продукции и услуг повышаются В среднем на 24 процента, это вызвало в стране заметную нервозность. В Белграде и других городах люди устремились в магазины, чтобы успеть купить по старым ценам те или иные вещи. Но когда 3 августа я приехал в Югославию, никаких внешних признаков этого ажиотажа уже не было.

В целом расходы на жизнь должны были увеличиваться на 22 процента, а в городских условиях — на 27 процентов. Фактически оказалось, что они увеличились даже больше.

Повысились цены не только на товары широкого потребления и продукты питания, но на все виды продукции, причем не в одинаковой мере. На промышленную продукцию и продукцию горнодобывающей промышленности цены увеличились на 14 процентов; на сельскохозяйственную продукцию — на 32 процента; в строительстве рост составил 22 процента, на транспорте — 26 процентов, а в некоторых других сферах деятельности — 45 процентов. Такое различие объясняется намерением ликвидировать имевшуюся диспропорцию в ценах.

Одновременно с повышением цен увеличена и заработная плата на 12 —13 процентов. Это не покрывает роста цен. Но имеется в виду, что заработная плата в дальнейшем подтянется за счет совершенствования производства и повышения производительности труда. В перспективе югославские товарищи имеют в виду сначала достичь, а затем превысить жизненный уровень, существовавший до реформы.

В Любляне

Как все это осуществляется, я расскажу дальше. Здесь же отмечу, что снижение жизненного уровня, явившееся результатом реформы, естественно вызывает беспокойство в Югославии, тем более, что, несмотря на ряд административных решений, установивших верхний предел цен, цены выросли кое-где гораздо больше, чем предполагалось. Каждая хозяйка, отправляющаяся утром на рынок, знает, что еще. недавно платила, скажем, 700 — 800 динаров за килограмм мяса, которое сейчас стоит 1000 динаров и больше. Значительно повысились цены в ресторанах и кафе.

Естественно, что в дни моего пребывания в Югославии разговоры повсюду вращались вокруг реформы. Однако подавляющее большинство моих собеседников выражало уверенность, что нынешние трудности — явление временное, что они связаны с переходным этапом и что в скором времени удастся не только выправить положение, но и дать новый толчок всему хозяйству страны.

Известно, что на протяжении последних лет Югославия сохраняла высокие темпы экономического развития. С 1958 по 1964 год промышленное производство увеличилось более чем вдвое, то есть повышалось в среднем на 12 процентов в год. Прирост промышленной продукции в 1963 году составил 15 процентов, в 1964 году — 16 процентов. Производство средств производства увеличилось в 1964 году по сравнению с предыдущим годом на 19 процентов, производство сырья и предметов потребления — на 15 процентов. За годы народной власти в стране были созданы новые важные отрасли промышленности. Резко повысился жизненный уровень населения по сравнению с довоенным периодом. И вот теперь, несмотря на все эти несомненные успехи, Югославия идет на новую экономическую реформу. Чем это объясняется?

Этот вопрос меня интересовал, и когда мне представилась возможность встретиться с председателем Союзной скупщины Югославии, секретарем ЦК СКЮ Эдвардом Карделем, я решил спросить его о сущности новых экономических мероприятий.

Э. Кардель находился в отпуске и принял меня на своей даче в Любляне. Коренастый, подвижный, с энергичным лицом, покрытым легким загаром, он выглади значительно моложе своих 55 лет. Между тем Э. Кардель прошел долгий путь профессионального революционера. Включился он в революционную борьбу еще 17-летним юношей, когда вступил в ряды нелегального Союза коммунистической молодежи Югославии. Затем репрессии властей, аресты, тюрьмы, эмиграция, скоза подпольная работа на родине, борьба с оружием в руках против гитлеровцев. В годы войны Э. Кардель — один из организаторов Освободительного фронта Словении, член Верховного штаба партизанских отрядов Югославии, заместитель председателя Национального комитета освобождения Югославии. Ныне он один из крупнейших государственных и политических деятелей Югославии.

Это интересно:  Сенатор по наследству (1965 г., Новое время)

Э. Кардель уделяет много внимания экономическим проблемам. Он принимал активное участие в разработке экономической реформы. Поэтому особенно важно было узнать его соображения на этот счет.

Вот что я услышал от него в Любляне:

— Все дело в том, что высокий рост производства в нашей стране не сопровождался соответствующим ростом производительности труда. Большая часть продукции имела высокую стоимость, что оказывало давление на жизненный уровень. Югославия — малая страна и поэтому должна прежде всего ориентироваться на торговлю, на экспорт и импорт. Но в экономическом отношении мы еще недостаточно сильны и нам трудно соревноваться с промышленно развитыми капиталистическими странами. Вот почему нам приходилось давать значительные дотации на экспорт. В 1964 году они составили 500 миллиардов динаров. В результате реформы мы уже в ближайшем году рассчитываем их снизить до 80 миллиардов динаров. Высокие дотации на экспорт тоже оказывали давление на жизненный уровень нашего народа.

— Нельзя забывать, что с нами граничат такие капиталистические страны, как Австрия и Италия, где жизненный уровень выше, чем у нас. Мы не можем мириться с нынешним жизненным уровнем югославского народа. Это была бы плохая реклама социализму. Та система экономических мероприятий, которую мы сейчас проводим, в конечном счете и направлена на улучшение условий жизни в нашей стране. Мы рассчитываем, что эти мероприятия приведут к увеличению производительности труда, совершенствованию производства, к рентабельности всех предприятий. Эти же цели преследуют и изменения, внесенные в систему капиталовложений…

Я спросил, можно ли уже сейчас сказать что-либо определенное о результатах экономической реформы.

— Надо иметь в виду, — ответил Э. Кардель, — что реформа рассчитана на длительный срок. Сейчас процессы, связанные с ней, находятся в начальной стадии. Мы не считаем, что уже нашли и создали какую-то стабильную экономическую систему. Мы продолжаем поиски. Речь идет о том, чтобы и дальше совершенствовать методы, тем более что наша страна все еще находится на начальном этапе своего экономического развития…

Для того чтобы читатель лучше уяснил себе обстановку, сложившуюся в Югославии накануне реформы, приведу некоторые данные о ее экономическом положении.

В последнее время югославская пресса много писала о проблемах, с которыми сталкивалась страна и которые заставили ее руководителей осуществить реформу. Хотя, как уже сказано выше, в целом экономика Югославии развивалась успешно, в ней в последние годы возникли серьезные диспропорции.

Прежде всего это диспропорция между производством сырья и развитием перерабатывающей промышленности. По запасам промышленного сырья и энергетических ресурсов Югославия — одна из богатейших стран Европы.

Между тем она вынуждена импортировать значительное количество сырья. Например, нефть, черные и цветные металлы. Серьезно отстает и производство электроэнергии. Трудящиеся, занятые в добывающих отраслях, оказались в менее благоприятном положении, чем те, кто работает в перерабатывающей промышленности.

Серьезная диспропорция возникла между развитием промышленности и сельского хозяйства. В 1964 году прирост сельскохозяйственной продукции составил 4 процента против 16-процентного прироста в промышленном производстве. Тут, конечно, сказалось то, что общественный (социалистический) сектор в деревне владеет лишь 16 процентами обрабатываемой земельной площади. В этот сектор идут основные капиталовложения, и здесь прирост продукции в 1964 году составил 11 процентов. Но на другом полюсе находятся миллионы единоличных крестьянских дворов, которые по существу ведут натуральное хозяйство и имеют малый выход товарной продукции. В итоге Югославия вынуждена ежегодно ввозить до миллиона тонн пшеницы, а также сахар и другие продукты. Между тем она располагает благоприятными климатическими условиями и большими возможностями для расширения сельскохозяйственного производства.

Наблюдается диспропорция между развитием народного хозяйства в целом и состоянием транспортной системы Югославии. Железнодорожная сеть растет медленно, подвижной состав в значительной степени устарел, электрифицированных дорог мало. В последнее время построено несколько хороших автострад, но в целом шоссейных дорог также недостаточно. Из-за ограниченности тоннажа торгового флота Югославия вынуждена ежегодно тратить значительные валютные средства на фрахтование судов за границей.

Некоторые дополнительные экономические трудности возникли в результате того, что югославская экономика развивалась в последние годы экстенсивно. В стране построено много крупных современных предприятий, но они не всегда рентабельны, особенно если речь идет о сбыте их продукции на мировом рынке. Например, крупнейший югославский автозавод в Крагуеваце выпускает только около 30 тысяч машин в год и, конечно, на внешнем рынке конкурировать не может.

В стране много мелких предприятий, слабо оснащенных техникой, с низкой производительностью труда. Продукция, которую они производят, хотя и высокого качества, но столь дорого обходится, что эти предприятия нерентабельны даже на внутреннем рынке и постоянно требуют дотаций.

Наконец еще одно обстоятельство. На протяжении ряда лет Югославия имеет значительный дефицит торгового баланса, который все время увеличивается. В 1963 году он составлял 45 миллиардов динаров, в 1964 — 109 миллиардов. На 1 мая нынешнего года Югославия имела более миллиарда долларов внешних долгов. Поскольку многие займы и кредиты были взяты на короткие сроки, пришло время их погашать. Надо платить огромные суммы: в 1965 году — 289 миллионов долларов, в 1966 году — 251 миллион долларов и так далее. Всего до 1968 года надо выплатить 868 миллионов долларов. Сейчас югославское правительство ведет с западными державами переговоры об отсрочке платежей, и, видимо, ему удастся на какой-то период урегулировать этот вопрос.

Так или иначе, все вышеприведенные причины вынуждают югославских руководителей искать способы поднять эффективность всего хозяйства страны. Президент Тито даже говорил о необходимости «хирургического вмешательства» в экономику.

Югославские товарищи считают, что хотя принятые сейчас экономические меры на первом этапе вызвали немало сложностей, в целом перестройка даст в конечном счете положительный эффект.

Э. Кардель сказал:

— Экономическая реформа привела к временному нажиму на жизненный уровень, но в то же время она создала условия для более здорового урегулирования проблемы цен на базе высокой производительности труда. Путем постепенного повышения заработной платы жизненный уровень должен не только вернуться к прежнему состоянию, но и превысить его. Возможно, некоторым предприятиям для более эффективного хозяйствования придется пойти на известное сокращение рабочей силы и в какой-то период даже может возникнуть безработица. Но это не представит для нашей страны серьезной проблемы. Освободившаяся рабочая сила найдет применение в сельском хозяйстве, в сфере обслуживания и в других областях…

Я поинтересовался, какой период должна охватить осуществляемая сейчас экономическая реформа. Э. Кардель ответил:

— Реформа рассчитана на длительный период. Сейчас сделан только первый шаг. Мы надеемся, что проблему цен удастся урегулировать в течение года. Вообще же весь новый пятилетний план будет ориентирован на осуществление этой реформы. Мы уверены, что нынешние экономические мероприятия открывают поле для дальнейшего широкого прогресса нашей страны, особенно для кооперирования предприятий, что в наших условиях мы считаем очень важным. Еще одно большое значение реформы состоит в том, что она должна помочь Югославии включиться в международное разделение труда. Мы будем развивать те отрасли хозяйства, где можем добиться наибольших успехов и наладить эффективное производство. Прежняя система предоставления дотаций приводила к тому, что мы нередко отбирали капиталы у тех, кто был способен наладить такое эффективное производство, и давали средства тем, кто держался лишь на дотации. Из-за Этого многие изделия обходились слишком дорого, и мы все меньше были способны включиться в мировое хозяйство…

— А что произойдет с теми предприятиями, которые не могут существовать без дотаций? — спросил я.

— Если они не являются абсолютно необходимыми для страны и если их нельзя будет слить с рентабельными предприятиями, их придется закрыть, — решительно заявил Э. Кардель. — Теперь преимущество получат те отрасли хозяйства, которые могут найти свое место в мировой экономике и на внутреннем рынке…

***

Находясь в Югославии, я не упускал случая посмотреть, как осуществляется там на местах экономическая перестройка. Рассказывали мне об этом на судостроительной верфи Сплита, в порту Риеки, в торговых предприятиях Загреба, на металлургическом комбинате в Есенице. Обратимся к конкретному примеру последнего.

Это интересно:  Боль и гнев Венесуэлы (1966 г., Новое время)

Металлургический комбинат в Есенице растянулся в длину на несколько километров. Он зажат между двумя горными склонами, поросшими хвойным лесом. Справа, по другую сторону горы, уже Австрия, а на запад к итальянской границе простираются словенские Альпы. Из окна здания управления местной общины видны дымящиеся трубы комбината и поднимающиеся за ними сине-зеленые цепи гор.

Секретарь местного комитета Союза коммунистов Югославии Иван Жван и инженер-металлург Стане Секне рассказывают мне о делах комбината и Есеницкой общины. В общине — она граничит с Италией и Австрией — всего 27 тысяч жителей. В этом отношении она приближается к средней статистической. Всего в Югославии около 600 общин и в каждой в среднем 33 тысячи жителей. Но есть общины, где живет более 100 тысяч человек.

Среди жителей Есеницкой общины 10 тысяч рабочих, из них 7 тысяч заняты на металлургическом комбинате. Это почти исключительно промышленная община; в сельском хозяйстве работает только 240 человек. Община строит жилые дома, дороги, больницы, школы, кинотеатры, открывает магазины и рестораны, устанавливает цены на товары широкого потребления, на продукты питания, на билеты в кино, плату за проезд на городском транспорте и так далее.

Общинная скупщина, которая ведает всеми этими делами, избирается на четыре года, причем председатель скупщины может занимать этот пост только один срок. Обычно общинная скупщина имеет два веча (палаты): так называемое «общинное вече» и «вече трудовых содружеств». Первое выбирают все совершеннолетние граждане данной общины. Второе избирается трудящимися на своих предприятиях и в учреждениях. Считается, что в этом вече таким образом представлены интересы хозяйственных организаций, просвещения и культуры, здравоохранения и социальных служб, а также сферы обслуживания.

В общинах, включающих в себя крупные промышленные и культурные центры, существуют три пли четыре веча. Например, в девяти общинных скупщинах Хорватии по четыре веча: общинное, хозяйственное, культурно-просветительное и социально-здравоохранительное. Предполагается, что в развитых районах такое представительство в общинной скупщине различных сфер деятельности должно обеспечить более правильный учет всех интересов при решении тех или иных проблем. Предусмотрено, что постановления общинной скупщины, особенно те, которые связаны с расходованием финансовых средств, принимаются только с согласия всех имеющихся в данной скупщине веч. Это порой приводит к длительным дискуссиям и затягивает решение вопросов, но югославские товарищи считают, что так лучше обеспечиваются интересы всех слоев общины и сводятся до минимума случайные, непродуманные решения.

Но вернемся к Есеницкой общине. Иван Жван говорит, что ее валовой доход составляет около 55 миллиардов динаров в год. 43 миллиарда динаров, или 80 процентов всего дохода, отчисляет в ее бюджет металлургический комбинат. Остальные средства поступают от коммунальных служб, торговли, транспорта, туризма.

Так образуются финансовые средства общины. Чем более эффективно работают предприятия, находящиеся на территории общины, тем больше ее доход, тем больше у нее возможностей для развития хозяйства, для строительства и благоустройства.

До сих пор предприятия отчисляли общине определенный процент от своей прибыли. Теперь, в соответствии с законами, принятыми в рамках экономической реформы, этот порядок изменился. Отчисления общине идут не от прибыли, а от фонда заработной платы. Имеется в виду, что такой порядок приведет к заинтересованности общины в быстрейшем росте доходов населения на ее территории. Я спрашиваю, каков объем отчислений, которые предприятия делают в бюджет общины, республики, федерации (общесоюзный бюджет), и так далее.

Иван Жван объясняет, что каждое предприятие должно выплачивать федерации определенный процент за использование основных средств производства, являющихся общенародной собственностью. Металлургический — комбинат в Есенице отчисляет 2 процента своего чистого дохода, такова норма в черной металлургии. В других отраслях отчисляется больше, но не свыше 4 процентов. Кроме того, отчисляется в бюджет федерации — 2,5 процента; на восстановление разрушенного землетрясением города Скопле и на покрытие других потерь, связанных с недавними стихийными бедствиями, — 2 процента (это обязательство временное, до конца 1966 года); в бюджет республики (в данном случае Словении) — 3,75 процента; в бюджет общины — 3,75 процента. Всего 12 процентов, исчисляемых от фонда заработной платы. Средствами, остающимися у предприятия после указанных выше отчислений, распоряжается рабочий совет. Они идут на покрытие всех расходов, связанных с производственной деятельностью, на модернизацию предприятия, на оплату труда, социальное страхование и так далее. Чем эффективнее работает предприятие, чем выше у него производительность труда, тем больше оно должно получать доходов и, следовательно, в конечном счете, выделять больше средств на повышение жизненного уровня рабочих.

Впрочем, в специфических условиях югославской экономики, где рыночные отношения, основанные на спросе и предложении, получили большое распространение, руководители предприятий должны прежде всего заботиться о конкурентоспособности своей продукции, а потому, чтобы не отстать, им приходится систематически вкладывать значительные суммы в совершенствование и модернизацию производства.

Я спрашиваю о заработной плате на металлургическом комбинате в Есенице после реформы и повышения цен. На мой вопрос отвечает инженер Стане Секне:

— Мы планируем повысить заработную плату на 24 процента. На 12,5 процента мы сразу же получили возможность ее увеличить за счет средств, высвободившихся в связи с решением Союзной скупщины, принятым в рамках реформы. Согласно этому решению налог с оборота взимается теперь не с предприятий, а с торговых организаций. Для покрытия остальных 11,5 процента рассчитываем изыскать средства путем повышения производительности труда и некоторого сокращения штата. У нас на предприятии сравнительно большая текучесть рабочей силы: ежегодно меняется до тысячи человек. Мы думаем, что можем при более совершенном технологическом процессе и более высокой производительности труда обойтись без этих людей, которые не являются кадровыми квалифицированными рабочими, и оставить на комбинате около шести тысяч человек. Это тоже высвободит средства и позволит повысить заработную плату…

— Но все это,— говорит Стане Секне, — первоочередные мероприятия, непосредственно связанные с задачей скорейшего выравнивания жизненного уровня. В дальнейшем мы намерены модернизировать комбинат. Мы считаем, что реформа сыграет положительную роль, поскольку мы теперь после отмены налога с оборота будем располагать большими средствами…

Мне рассказали, что на комбинате устанавливают новый тяжелый блюминг, переходят на кислородное дутье, расширяют ассортимент продукции и особое внимание уделяют улучшению ее качества.

— Введенная в нашей стране в 1950 году система самоуправления, — продолжает Секне, — дала предприятиям возможность самим решать проблемы производства и распоряжаться материальными средствами. Правда, поначалу мы делали много ошибок. Были случаи, когда рабочий совет большую часть дохода передавал в фонд вознаграждения, а потом выяснялось, что предприятие не имеет резервов и не может нормально функционировать. Постепенно мы приобрели опыт, научились более правильно распоряжаться деньгами. Каждый работник предприятия увидел, что система самоуправления требует от него нового подхода к делу. Ведь его материальное положение зависит не только от того, сколько, скажем, гаек он сам выточил, но и от показателей всех других рабочих, всего предприятия. Чем лучше работает комбинат, чем больше его доход, тем выше и дополнительное вознаграждение каждого работника. Поэтому рабочий непосредственно заинтересован не только в своих личных рекордах, но и в том, чтобы хорошо работал его сосед. Против нерадивого или ленивого работника сразу же выступают его же товарищи…

— Теперь, после реформы, — говорит далее Секне, — необходимость быстро подтянуть заработки и следовательно поднять рентабельность комбината побудят нас всех искать новые резервы. Таким образом, реформа как бы подтолкнет нас.

Установленное законом Скупщины повышение цен на нашу продукцию также даст нам дополнительные средства. По существу мы уже находимся в процессе реконструкции. Теперь этот процесс ускорится, что быстрее откроет перед нами возможности повышения качества продукции, снижения себестоимости и в конечном счете дальнейшего подъема жизненного уровня наших рабочих и служащих…

Это интересно:  Мы узнаем правду - западная пресса искажает информацию о социалистических странах (1961 г., Новое время)

Иван Жван замечает, что проблему заработной платы не удастся решить, если не прекратится рост цен.

— Имелось в виду, — говорит Жван, — что цены поднимутся на 22 — 23 процента. Фактически же на некоторые товары они возросли гораздо больше. Правительству придется вмешаться и добиться, чтобы цены не превышали установленного предела.

— Но почему же общины устанавливают неоправданно высокие цены? — спрашиваю я.

— Этого я не знаю, — отвечает Жван. — Думаю, что тут всему виной спекулятивные тенденции. Некоторые просто хотят заработать на реформе, не думая о других…

Такие тенденции действительно имеют место, и они подвергаются резкой критике в югославской печати. Возмущение общественности Еызвало, например, решение общины Скопле повысить почти вдвое цену на молоко. В этом городе, где многие семьи все еще не устроены, такая мера вызвала резкое недовольство. Население отказалось покупать молоко. В конце концов общине пришлось отменить свое решение и значительно снизить цену на молоко.

Другой пример: в Белграде после реформы была поднята стоимость проезда на городском транспорте с 30 до 50 динаров. Это также вызвало недовольство. Вмешались власти, и общине пришлось принять решение о снижении стоимости проезда до 45 динаров. В итоге тут не такая уж большая разница, но белградцы получили моральное удовлетворение.

Как же, в конце концов, живет югославский трудящийся? В Есенице, этом небольшом городке на самой окраине страны, выбор товаров широкого потребления и продуктов питания столь же разнообразен, как в Белграде. Качество их высокое. В городе, как и повсюду в Югославии, много ресторанов и кафе с хорошим обслуживанием, разнообразным меню и высоким качеством блюд. Как и другие города, Есе-нице производит благоприятное впечатление. Видно, что за домами и улицами следят. Много скверов и цветников. Люди одеты хорошо, модно, со вкусом.

Но цены в магазинах представляются весьма высокими. И некоторые приезжие поначалу удивляются, как люди умудряются сохранять сравнительно приличный уровень жизни. Средняя заработная плата в стране составляет примерно 50 тысяч динаров. Между тем обед из трех блюд — салат, суп и второе (без вина, в котором югославы себе не отказывают) — в весьма скромном ресторане стоит самое меньшее тысячу динаров.

В Белграде

Таким образом, по сравнению с ценами средняя заработная плата невысока. Но надо иметь в виду, что югославские трудящиеся имеют различные дополнительные источники дохода.

Во-первых, на бюджете семьи отражается то, что предприятия, в зависимости от своих успехов, систематически выплачивают рабочим и служащим дополнительные вознаграждения, а также пособие на отпуск, премии и так далее. Большое значение имеют бесплатное лечение и образование, а также некоторые другие льготы.

Во-вторых, как правило, в семье работают двое и более человек. Сеть детских учреждений довольно широкая, и женщины, даже с маленькими детьми, могут работать.

В-третьих, многие имеют какой-то дополнительный заработок. Рабочий день на всех предприятиях Югославии начинается в 7 утра и заканчивается в 2 часа дня. После обеда, во второй половине дня, обычно берут какую-либо работу: инженер трудится дома над проектом, врачи за дополнительную плату принимают в поликлинике больных, шофер ремонтирует частные автомашины, люди, квалификация которых не дает им подобных возможностей, вечером подрабатывают в ресторанах как официанты или судомойки и так далее.

Надо также иметь в виду, что около одной трети лиц, занятых сейчас в городах, совсем еще недавно пришли из деревни. У каждого из них там остались родственники, имеющие свое хозяйство, которое обеспечивает этим новым горожанам дополнительные источники дохода.
Имеет значение для быта трудовой семьи и широкое распространение системы покупок в кредит.

Квартирная плата в новых современных домах довольно высокая. Она устанавливается не в зависимости от заработка, а исходя из метража и удобств (причем, в метраж входит вся площадь, а не только жилые комнаты), и составляет примерно 10—15 процентов заработной платы. Зато в старых домах, не имеющих центрального отопления, горячей воды, лифта — а таких в стране большинство, — плата значительно меньше. За квартиры в зданиях, которым сто, двести и больше лет — их тоже немало, особенно на Далматинском побережье, — если к тому же жильцы ремонтируют их за свой счет, общины устанавливают и вовсе символическую плату — 200 динаров в год.

Пенсии устанавливаются в зависимости не от возраста, а от трудового стажа: для мужчин он определен в 40, для женщин — в 35 лет. Особые условия существуют для так называемых «пер-воборцев» — для тех, кто с первого дня участвовал в освободительной борьбе против фашистов. Мужчины-первоборцы получают пенсию при трудовом стаже в 35 лет, а женщины — в 30 лет. Пенсия устанавливается в размере 100 процентов от средней основной заработной платы за последний год. В Югославии много сравнительно молодых людей, которые, помимо заработной платы на основной работе, получают и пенсию.

Все эти льготы как бы дополняют основную заработную плату югославов, позволяя им сохранять определенный жизненный уровень.

Но совершенно очевидно, что главный дополнительный источник дохода — внеурочная работа — требует от них большого напряжения физических и духовных сил.

Внешне это не бросается в глаза. В Югославии поразительно мало спят. По моим наблюдениям—не больше пяти-шести часов в сутки. И, много работая, находят время посидеть в ресторане, послушать музыку, подискутировать с приятелями, неторопливо потягивая далматинское вино или крепкий душистый кофе…

Хочу еще раз подчеркнуть: Югославия достигла в последние годы больших успехов в своем экономическом развитии. Люди живут теперь несравненно лучше, чем до революции. Но югославские руководители считают, что всего этого сейчас уже недостаточно. Смысл нынешней реформы прежде всего в том и состоит, чтобы достичь большей эффективности общественного производства, создать наиболее благоприятные условия для экономного расходования всех его элементов. Югославы ищут новых путей для быстрейшего, и гармоничного развития экономики страны, для повышения производительности труда, чтобы на этой основе выше поднять жизненный уровень народа.

 

В. Бережков

Новое время. внешнеполитический еженедельник. № 37 за 1965 г. (10 сентября 1965) , № 38 за 1965 г. (17 сентября 1965)