Вечером 9 сентября, накануне заключительного заседания 97 конгресса британских тред-юнионов в Брайтоне, генеральный секретарь БКТ Джордж Вудкок выступил по телевидению. У него было грустное лицо, хотя он должен был держаться как победитель. Только что он добился на конгрессе одобрения доклада по экономическим вопросам. Доклад Генерального совета Британского конгресса тред-юнионов «Производительность труда, цены и доходы» получил большинство почти в два миллиона голосов. Но, выступая по телевидению, Вудкок употребляя такие выражения, как «жалкий компромисс» и «грязная сделка за закрытыми дверями». Чем же была вызвана такая непоследовательность?
Как стало известно, лично Вудкок не разделяет идей, изложенных в докладе. Накануне конгресса он воздержался от голосования на заседании Генерального совета, на котором министр экономики Джордж Браун предъявил тред-юнионам ультиматум правительства. Однако в Брайтоне Вудкок, подчиняясь партийной дисциплине, доказывал, что другого выхода у тред-юнионов нет.
***
Доклад «Производительность труда, цены и доходы» оказался в центре внимания конгресса, так как в нем нашли отражение основные моменты внутренней политики лейбористского правительства.
Капитуляция тред-юнионов в Брайтоне была лишь логическим завершением кампании, начатой сразу после того, как лейбористские лидеры перебрались в правительственные кабинеты Уайтхолла. Шаг за шагом подготавливали они «смирительную рубашку» для рабочего движения, стремясь подавить забастовки на предприятиях страны.
Стабильность экономики Англии, как известно, зиждется на экспорте промышленных изделий, и премьер-министр Вильсон объявил своей главной целью расширение зарубежных рынков сбыта. Возразить против этого нечего, так же как и против того, что конкурентоспособность английских товаров зависит не только от их качества, но и от себестоимости. Однако куда менее бесспорными являются методы, которыми новое правительство решило добиваться расширения экспорта и снижения себестоимости. Бывший лидер консерваторов Дуглас Хьюм однажды иронически поздравил Вильсона с успешным продолжением курса консерваторов. Похвала эта вполне заслуженна, так как лейбористское правительство продолжает идти по пути сокращения внутреннего потребления.
Первая примерка «смирительной рубашки» лейбористского образца произошла в конце прошлого года. Министр экономики Джордж Браун разработал тогда так называемую «Декларацию о принципах». 17 декабря она была подписана представителем конфедерации британских промышленников и председателем Британского конгресса тред-юнионов, а также Брауном. Это был своего рода мирный договор между трудом и капиталом. Профсоюзы брали обязательство воздерживаться от «необоснованных» требований о повышении заработной платы, а предприниматели — от вздувания цен. Но предприниматели своего слова не сдержали. В течение первого квартала 1965 года подорожали буквально все без исключения товары народного потребления, коммунальные услуги, проезд на автобусах и железнодорожном транспорте.
Браун и министр торговли Дуглас Джей признали, что «оснований у монополий для этого не было», но дальше этого заявления не пошли. Частный капитал держит в своих руках 80 процентов промышленности и торговли Англии, в том числе основные «экспортные» отрасли — металлургию, машиностроение, химию, авто- и авиастроение, текстильную промышленность. Не нужно быть знатоком политэкономии, чтобы понимать невозможность экономического планирования в этих условиях.
Однако миллионы англичан, живущих на трудовые доходы, и в первую очередь промышленные рабочие, не захотели мириться с ростом дороговизны. Они ответили сотнями забастовок и потребовали немедленного увеличения заработной платы. Резко возросло число неофициальных, или, как их здесь именуют, «диких» стачек. За семь первых месяцев нынешнего года в результате забастовок было потеряно 2133 тысячи рабочих дней, то есть почти столько же, сколько за весь 1964 год.
Правительство Вильсона приняло ряд мер для увеличения экспорта. В частности, экспортерам предоставлен кредит на льготных условиях, выделены средства для финансирования 100 торгово-промышленных выставок за границей и так далее. Но рядовому англичанину все это не сулит изменений к лучшему — во всяком случае, в обозримом будущем. Наоборот, от него хотят потребовать новых жертв, поскольку правительство решительно взяло на вооружение теорию деловых кругов, гласящую, что конкурентоспособности английских товаров мешает слишком быстрый рост среднего уровня заработной платы в промышленности.
Именно эта мысль лежит в основе правительственной политики цен и доходов, которая устанавливает максимальный предел ежегодного увеличения зарплаты (вне зависимости от уровня цен) на 3,5 процента. Бесчисленные речи премьера и членов его кабинета, посвященные политике доходов, сводятся к тому, что рост цен можно остановить только ограничением заработной платы. Задача эта возложена на специальный комитет, председателем которого назначен бывший министр в правительстве консерваторов Обри Джонс. Его заместителем стал бывший директор нефтяной монополии Эссо Данкэн Дьюдни. Что и говорить, лучших специалистов по части жесткой антирабочей политики трудно было найти.
***
Генеральная примерка «смирительной рубашки» состоялась 30 апреля на чрезвычайной конференции членов исполкомов отраслевых профсоюзов, созванной генеральным советом БКТ. Позицию правительства было поручено изложить Джорджу Брауну. Конференция большинством голосов одобрила его концепцию, но это было всего лишь выражением лояльности к лейбористской партии, чья деятельность финансируется профсоюзами. Участники конференции поднимали мандаты, явно не веря в осуществимость того, за что они отдавали свои голоса. Не кто иной, как генеральный секретарь БКТ Джордж Вудкок, сказал на конференции: «Я заявляю вам сейчас — и Джордж Браун едва ли будет доволен моим высказыванием, — что нет даже малейшего шанса на то, что рост доходов и зарплаты можно в этом году удержать на уровне 3,5 процента».
После этой конференции стачечная волна не только не пошла на убыль, но, наоборот, начала захватывать все новые районы, несмотря на период летних отпусков. Тогда политике доходов решено было придать, по выражению Брауна, «острые юридические зубы», чтобы они могли больно кусать тех, кто посмеет бастовать. Изобретение министра экономики получило название «системы раннего предупреждения».
На предшествовавшем конгрессу заседании генерального совета Браун объявил руководству профсоюзов, что правительство намерено провести через парламент законопроект, уполномачивающий комитет по ценам и доходам осуществлять принудительный арбитраж трудовых конфликтов. Иными словами, комитету хотят дать право накладывать вето на любое соглашение между профсоюзами и предпринимателями, предусматривающее увеличение заработной платы более чем на 3,5 процента. После 12-часовой дискуссии генсовет пришел к компромиссному решению: когда такой закон будет утвержден, правительство применит его только в том случае, «если будет убеждено в необходимости эффективного проведения политики цен и доходов».
Результаты переговоров Брауна с генсоветом были изложены в заявлении правительства от 2 сентября, а затем в докладе генерального совета конгрессу «Производительность труда, цены и доходы». Газетные обозреватели заранее предсказывали острую борьбу вокруг него, поскольку еще на апрельской конференции политику доходов отвергла в принципе большая группа тред-юнионов во главе с самым могучим объединением — полуторамиллионным профсоюзом транспортных и неквалифицированных рабочих. Так оно и произошло в среду 8 сентября. Если генсовету БКТ все же удалось навязать конгрессу свою линию, то только потому, что с самого начала он дал понять, что речь идет не столько о том, принять или отвергнуть доклад, сколько о том, должны ли профсоюзы сохранить лояльность по отношению к лейбористскому правительству или стать на путь открытой борьбы с ним…
Вудкок, представивший доклад конгрессу, несколько раз подчеркивал, что содержащиеся в нем предложения — меньшее зло по сравнению с тем, чего первоначально добивался Браун. Миссию арбитра в трудовых конфликтах добровольно взял на себя генеральный совет. Он пообещал, что претензии отраслевых тред-юнионов будут внимательно рассматриваться. Если профсоюзы проявят добрую волю и дисциплинированность, правительство будет избегать мер принуждения… Но все эти уверения были рассчитаны только на то, чтобы подсластить пилюлю. Ведь остается фактом, что так или иначе антирабочий закон войдет в арсенал правительства, и только от него будет зависеть, когда оно обрушит этот закон на рабочих.
Лидер крупнейшего профсоюза транспортных и неквалифицированных рабочих Гарри Николас с трибуны конгресса призвал делегатов самым серьезным образом задуматься над этой опасной перспективой. Лейбористы дают в руки монополиям такое оружие, о котором в период правления консерваторов предприниматели могли только мечтать. Эта мысль красной нитью проходила через выступления делегатов котельщиков, электриков, чертежников, рабочих строительной промышленности и многих других тред-юнионов.
И все же лоялистские тенденции по отношению к лейбористскому руководству снова возобладали. Несмотря на все опасения и сомнения, доклад был одобрен большинством голосов. Объясняя результаты голосования, один из делегатов не без горечи сказал: «Если нам не верить в лейбористское правительство, то во что же верить в этой стране…»
Какую раздвоенность испытывали делегаты в Брайтоне, показывает и такой факт. Генеральный секретарь профсоюза строителей, ратовал за доклад генсовета в тот самый момент, когда представители этого тред-юниона вели переговоры об увеличении заработной платы на… 12,5 процента, то есть о цифре почти вчетверо превышающей лимит, устанавливаемый политикой доходов.
***
Сейчас еще трудно представить себе во всей полноте последствия для рабочего движения Англии этой победы праволейбористской верхушки на 97 конгрессе тред-юнионов. Не будет ли она пирровой победой, которая пошатнет слепое доверие к мудрости праволейбористских лидеров и к их лояльности в отношении профсоюзов? Кто знает…
При закрытии конгресса Джордж Вудкок сказал: «Мы подошли к финишу, и никто не знает, куда мы пойдем дальше».
Эти слова пропитаны не только пессимизмом, но и неверием в правильность лейбористской политики.
Лондон, 13 сентября.
Новое время. внешнеполитический еженедельник. № 38 за 1965 г. (17 сентября 1965)