Индийско-пакистанский конфликт (1965 г., Новое время)

ИНДИЯ, ПАКИСТАН

ОБЗОР

Почти полтора месяца в горах и долинах индийского штата Джамну и Кашмир, а в последнее время и в других районах границы, между Индией и Пакистаном идут бои. Телеграфные агентства передают сводки потерь, которые непрерывно растут. Множество кашмирцев осталось без крова, конфликт грозит парализовать хозяйственную жизнь штата, ложится все более тяжелым бременем на экономику обоих государств. В военных действиях участвуют крупные пехотные и бронетанковые соединения, авиация, артиллерия.

Кашмирский конфликт— один из тех, которые колониализм оставил в наследство молодым независимым государствам. В силу ряда причин он особенно опасен. Географическое положение Кашмира, находящегося на стыке границ Индии, Пакистана, — Китая, Афганистана, всего в двадцати километрах от южной границы Советского Союза, привлекает к нему особенное внимание империалистов и их агентуры. Вместе с тем, та видная роль, которую Кашмир издавна играет в истории народов Индостанского полуострова, в их культуре и экономике, порождает болезненное отношение к кашмирской проблеме как в Индии, так и в Пакистане.

Спор идет вокруг района с населением в три с половиной миллиона человек, примерно равного по площади Англии. Скалистые отроги Гималаев богаты бокситами и железной рудой. Они перемежаются густонаселенными плодородными долинами, где расположены основные города Кашмира. Самый крупный из них — Сринагар, столица штата Джамму и Кашмир.

Население Сринагара, как и всего Кашмира, отличается большой пестротой. Примерно три четверти кашмирцев исповедуют ислам, остальные — индуизм, есть также сикхи и буддисты. И тем не менее общность исторических судеб кашмирцев, их совместная борьба против колониализма не давали здесь прорасти семенам национальной и религиозной розни,

«Насколько я мог видеть, кашмирцы есть единый народ, писал Махатма Ганди после поездки в Кашмир. — При больших собраниях людей… очень трудно было определить, были ли это преимущественно мусульмане или индусы».

Многие знатоки Кашмира отмечают миролюбие и терпимость кашмирцев, отсутствие у них религиозного фанатизма и расовых предрассудков. Таким образом, истоки конфликта лежат не в особенностях состава населения этого штата, как изображают на Западе; они совсем в другом — в той политике, которую проводили здесь английские колонизаторы.

Вынужденные 18 лет назад покинуть Индостанский полуостров, они раскололи эту «жемчужину британской короны» на две части — Индию и Пакистан. Тогда же стараниями Лондона пограничный Кашмир был превращен в источник конфликта между двумя молодыми государствами, первая вспышка которого произошла в 1947 — 1948 годах. В 1949 году Индия и Пакистан заключили соглашение о перемирии и демаркационной линии, по которому часть северо-западного Кашмира была передана вплоть до окончательного урегулирования под контроль Пакистана.

Новая вспышка конфликта произошла 5 августа этого года. Судя по сообщениям печати, военные действия вначале носили характер разрозненных операций. В дальнейшем они приняли более широкие масштабы.

Это интересно:  Мир под запретом (1961 г., Новое время)

Ныне театром военных действий становятся территории за пределами Кашмира. Упорные бои развернулись неподалеку от пакистанского города Лахор. Другой основной участок военных действий — это район между индийским городом Джамму и городом Сиалкот, находящимся на территории Пакистана. Здесь произошло самое крупное танковое сражение, в котором участвовало несколько дивизий. Бои идут также вблизи пакистанского города Касур и в ряде других районов — как на территории Пакистана, так и Индии. По сообщениям иностранных информационных агентств, в военных операциях применяется тактика сбрасывания десантов в тылу противника, бомбардировки тыловых городов. О масштабах операций можно судить по сводкам потерь. По индийским данным, с 5 августа по 11 сентября Пакистан потерял 246 танков и несколько десятков самолетов. Как сообщили пакистанские военные власти, за этот период было уничтожено 187 индийских танков и 63 самолета.

В Пакистане введено чрезвычайное положение и объявлен призыв резервистов и отставных офицеров. Индийское правительство отменило отпуска всем военнослужащим: им приказано вернуться в свои части. В Дели, где опасаются налетов пакистанской авиации, введено затемнение.

***

Очевидно, что возникновение в Азии нового очага войны на руку; только тем внешним силам, которые стремятся разобщить освобождающиеся от колониализма страны, играть на противоречиях между ними. Вооруженный конфликт между такими крупными государствами, как Индия и Пакистан, которые в свое время участвовали в разработке бандунгских принципов мирного сосуществования, создает благодатную почву для всякого рода происков и интриг агрессивных сил на Индостанском полуострове, во всем афро-азиатском мире. Видимо, не без затаенной надежды американское агентство Ассошиэйтед пресс, комментируя кашмирский конфликт, пишет, что он «может вызвать сумятицу среди так называемых неприсоединившихся стран» и «расколоть третий мир».

Известно, что ни со стороны Индии, верной политике неприсоединения, ни со стороны Пакистана, во внешнеполитическом курсе которого наметились в последнее время новые тенденции, Вашингтон не добился даже символической поддержки своих агрессивных действий против вьетнамского народа. Напротив, широкие круги в обеих странах решительно осуждают американскую агрессию. Однако вооруженный конфликт между Индией и Пакистаном может быть использован для новых попыток воздействия на политику этих государств в желательном империалистам направлении. В атмосфере напряженности, порождаемой этим конфликтом, реакционным силам, связанным с Западом, легче добиваться своих целей.

Империалисты, естественно, весьма заинтересованы в том, чтобы столкновение между Индией и Пакистаном отвлекло внимание азиатской и мировой общественности от событий в другом районе этого континента — в Индокитае, прежде всего от американской интервенции во Вьетнаме.

Сообщения иностранной печати свидетельствуют о том, что конфликт между Индией и Пакистаном грозит серьезно осложнить обстановку во всем этом районе. Как передавало агентство Рейтер. 7 сентября Пакистан обратился с просьбой о поддержке к своим союзникам по военному блоку СЕНТО. В руководящих кругах этого блока обсуждается вопрос об оказании такой помощи. Обращает на себя внимание и заявление премьера Государственного совета Китайской Народной Республики Чжоу Энь-лая, сделанное в Пекине 9 сентября. По сообщению агентства Синьхуа, Чжоу Энь-лай заявил, что КНР «решительно поддерживает» Пакистан в этом конфликте.

Это интересно:  Стена (к 5-летию берлинской стены) (1966 г., Новое время)

Интересы индийского и пакистанского народов, интересы международной безопасности и укрепления мира в Азии настоятельно требуют, чтобы положение в Кашмире и конфликт между двумя государствами Индостана были урегулированы мирным путем. Именно поэтому Советский Союз, кровно заинтересованный в мире и безопасности в Азии», прилагает усилия, чтобы ликвидировать здесь новый источник военной опасности. Председатель Совета министров СССР А. Н. Косыгин 4 сентября обратился к главам правительств Индии и Пакистана с посланиями, в которых, в частности, говорится:

«Урегулирование спора между двумя соседними странами прежде всего является делом этих стран и их правительств. Однако Советское правительство, руководствуясь интересами укрепления мира и международной безопасности, стремясь содействовать нормализации отношений между Индией и Пакистаном, хотело бы высказать некоторые соображения по поводу урегулирования конфликта. Вслед за немедленным прекращением военных действий первым шагом, как нам представляется, мог бы стать взаимный отвод войск за линию прекращения огня, установленную Соглашением между Индией и Пакистаном в июле 1949 года.

Действуя в духе Устава ООН и принципов Бандунга, сторонам следовало бы вступить в переговоры на предмет мирного урегулирования возникших разногласий. Что касается Советского Союза, то в этом деле обе стороны могли бы рассчитывать на его доброе сотрудничество или, как принято говорить, — добрые услуги, и мы готовы к этому, если обе стороны считают это полезным».

С призывом восстановить мир на индийско-пакистанской границе выступили участники совещания арабских государств в Касабланке, а также правительства многих других стран Азии и Африки.

В связи с вооруженными столкновениями между Индией и Пакистаном 4 и 6 сентября были созваны специальные заседания Совета Безопасности ООН. В единогласно одобренных резолюциях Совет Безопасности призвал Индию и Пакистан принять все возможные меры для прекращения огня, отвести весь вооруженный персонал на свои территории, уважать соглашение о перемирии 1949 года.

После заседаний Совета Безопасности Пакистан и Индию посетил генеральный секретарь Организации Объединенных Наций У Тан. По сообщению агентства Рейтер, пакистанское правительство предложило ему план из трех пунктов, предусматривающий после прекращения огня полный вывод индийских и пакистанских вооруженных сил со всей территории Кашмира, «обеспечение безопасности» Кашмира путем размещения там войск ООН, состоящих из контингентов афроазиатских стран, проведение в течение трех месяцев плебисцита по вопросу о дальнейшей судьбе Кашмира.

Что же касается позиции Индии, то в выступлении президента Радхакришнана по радио 11 сентября она сформулирована следующим образом:

«Индия готова рассмотреть любые предложения, направленные на восстановление мира между Индией и Пакистаном. Однако Пакистан должен отвести свой вооруженный персонал, регулярные войска н технику с индийской земли. ООН же должна обеспечить, чтобы акты агрессии не повторялись вновь в Кашмире».

Это интересно:  Боннский тупик - о внутриполитическом кризисе в ФРГ (1956 г., Новое время)

Конфликт между Индией и Пакистаном зашел весьма далеко, и это требует безотлагательных мер для его урегулирования. Тем более, что, как указывается в опубликованном 14 сентября заявлении ТАСС, находятся силы, которые своими подстрекательскими выступлениями подталкивают к дальнейшему разжиганию военного конфликта. В заявлении ТАСС подчеркивается, что «ни одно правительство не вправе подливать горючего в огонь. Надо остановить опасное развитие событий. Мир на границах между Индией и Пакистаном должен восторжествовать».

Нет сомнения, что усилия, предпринимаемые в этом направлении, встретят полную поддержку всех миролюбивых стран, международной общественности. К тому же у Дели и Равалпинди уже есть позитивный опыт в деле нормализации отношений между двумя государствами. Не далее как в июне этого года было заключено соглашение о прекращении огня в Качском Ранне, где конфликт тоже грозил принять опасные масштабы. Добрая воля и сдержанность, проявленные при заключении этого соглашения, предотвратили тогда дальнейшее обострение обстановки. Очевидно, что и нынешний конфликт может и должен быть решен не на поле боя, а за столом переговоров.

 

Д. ВОЛЬСКИЙ

Новое время. внешнеполитический еженедельник. № 38 за 1965 г. (17 сентября 1965)