Штаб психологической войны в Минато-ку (1965 г., Новое время)

ЯПОНИЯ

Минато-ку в Токио считается районом посольств. Узкая тихая улица Аои-тё («Голубая») начинается неподалеку от многоэтажного здания американского «культурного центра». Оставляя справа Тамэикэ — «Водохранилище» (в былые времена оно здесь действительно было), а слева Тораномон, что по-японски означает «Тигровые ворота», она взбирается на холм Акасака («Красный склон») и следует по его гребню вдоль высокой каменной стены, почти скрывающей находящийся за ней невысокий особняк. Это американское посольство.

Окружающая здание зелень, обычно тихая улица — все это создает на первый взгляд иллюзию идиллического спокойствия. Однако от японской прессы не укрылась оживленная деятельность, развивающаяся за этой стеной в последние годы. Обнаружилось немало интересных фактов.

Особая активность американской дипломатии в Японии началась вскоре после неудачной попытки президента Эйзенхауэра нанести визит в Японию. Это случилось в 1980 году, когда японский народ протестовал против заключения японо-американского «договора безопасности» и не захотел принять президента Соединенных Штатов, Он был вынужден отказаться от визита в страну, с которой Америка связана не только военным пактом, но и многочисленными соглашениями о «дружбе» и «сотрудничестве».

Это, естественно, вызвало осложнения в японо-американских отношениях. Американские империалисты увидели, что сговора с реакционными кругами Японии недостаточно для того, чтобы считать прочными свои позиции в этой стране. В Вашингтоне решили подумать о более гибких методах продвижения своих планов, а также об обработке японского общественного мнения, да и вообще населения, чтобы несколько разрядить ту неприязнь, какая проявляется к американской политике, к идеям «американизма», к «американскому образу жизни».

В соответствии с этим Вашингтон предпринял подлинное идеологическое наступление в Японии. Цель этого наступления — убедить миллионы японцев в необходимости союза с Соединенными Штатами. В конечном счете это проблема не только сохранения американских баз в Японии: ибо союз с Соединенными Штатами является одним из главных обвинений, выдвигаемых в адрес правящей партии со стороны прогрессивных сил.

Идеологическая экспансия — неотъемлемая составная часть государственной политики Соединенных Штатов. Американское правительство субсидирует свое идеологическое наступление под флагом «культурного обмена». В заключенном в 1961 году соглашении о выплате Японией Соединенным Штатам долгов, связанных с полученной после войны помощью, специально было предусмотрено ассигнование 25 миллионов долларов на «развитие обмена в области просвещения и культуры».

В июне 1961 года во время встречи премьера Икэда с президентом Кеннеди была достигнута договоренность о создании двух смешанных японо-американских комитетов: по сотрудничеству в области культуры и образования и по сотрудничеству в области науки.

Практическое осуществление в Японии политики идеологического наступления возложено на американское посольство. Во главе его, учитывал важность поставленной задачи, взамен весьма твердолобого и непопулярного в Японии Дугласа Макартура-младшего Вашингтон поставил Эдвина Олдфазера Рейшауэра.

Новый посол был разрекламирован как «нужный человек на нужном месте». Эдвин Рейшауэр родился в 1910 году в Токио в семье американских миссионеров. Его отец преподавал философию в университете Мэйдзи в Токио. Эдвин окончил школу в Токио, а затем Гарвардский университет в Соединенных Штатах. В 1935 — 1938 годах он прошел аспирантуру в университетах Токио и Киото. Затем снова вернулся в Гарвард уже в качестве преподавателя.

Война с Японией застала Рейшауэра на посту старшего референта государственного департамента, а затем военного министерства Соединенных Штатов. В 1943 году он вступает в армию в чине майора и последующие два года служит в военной разведке.
После войны Рейшауэр снова на службе в государственном департаменте в качестве руководителя японо-корейского секретариата и специального помощника в дальневосточном отделе.

В 1946 году Рейшауэр возвращается в Гарвардский университет и вплоть до назначения на пост посла в Японии преподает там сначала восточные языки, потом историю Японии. Он считается крупным специалистом по вопросам Восточной Азии.

Рейшауэр говорит, читает и пишет по-японски, что, конечно, облегчает ему контакты с японцами. Говорят, что он всегда добивается возможности выступать на самых различных японских собраниях с тем, чтобы «культивировать понимание американских мотивов в Японии» и «исправлять стереотипные взгляды по отношению к Западу».

Известные дополнительные возможности дает американскому послу и то обстоятельство, что он женат на японской журналистке Ха-ру Мацуката. По отцу она приходится внучкой принцу Масаёси Мацуката, который был в свое время премьер-министром. Родственные связи жены открыли американскому послу доступ во внутренние круги, японской аристократии. При случае он облачается в японское кимоно и деревянные сандалии — гэта…

Таков облик человека, которому была дана директива: «установить контакт с широкими японскими кругами, не связанными с правящей верхушкой и проявляющими склонность к восприятию марксистской идеологии».

Это интересно:  На реке Одра (1962 г., Новое время)

Появление Эдвина Рейшауэра на посту американского посла в Токио привнесло новые веяния в особняк в Минато-ку. Новые веяния потребовали и дополнительных штатов. Не считая большой группы военных советников, также пользующихся дипломатическими привилегиями, посольство в 1962 году имело. 2469 штатных сотрудников. Пять шестых из них составляли японцы.

Изменился и стиль работы. По отзывам печати, появилась большая оперативность и даже «военная четкость». Ежедневно ровно в 10.30 посол открывает «утреннее совещание штаба» посольства, на котором присутствуют руководящие работники. Каждый второй четверг посол собирает «расширенное совещание штаба», на котором присутствуют представители двух десятков связанных с американским правительством организаций, находящихся в Токио. Обсуждаются текущие проблемы американо-японских экономических отношений или такие вопросы, как заход американских подводных лодок в японские порты и так далее.

Но еще более важное совещание, так называемое совещание американской «команды» в Японии, собирается в кабинете посла тоже по четвергам, но не каждую неделю. В такой четверг обычно тихая и спокойная Аои-тё забита американскими автомашинами. В посольство съезжается вся верхушка американской колонии: командующий американскими войсками в Японии, начальник американской консультативной группы военной помощи, экономический и культурный советники, имеющие ранг посланников, военный, военно-морской и военно-авиационный атташе и так далее.

По словам самого посла, на этом совещании обсуждается выполнение отдельных пунктов японо-американского «договора безопасности», касающихся американских войск в Японии, американской военной помощи. Делается также военный обзор положения в таких районах, как Южный Вьетнам и Южная Корея, где «конфликты имеют непосредственную связь с американскими целями в Японии».

Но это, так сказать, внешняя сторона деятельности американской дипломатии в Токио. Более интересно то, что предпринимает эта дипломатия для обработки общественного мнения.

В отличие от своего предшественника, который обращал внимание лишь на политическую сторону отношений Соединенных Штатов со своим партнером по «договору безопасности» и поддерживал контакты только с японской правящей верхушкой, Рейшауэр уделяет особое внимание общественному мнению и отношению населения к американской политике в Японии. Он домогается встреч с оппозиционными политическими деятелями, лидерами профсоюзов, играющими большую роль в Японии, а также со студентами и интеллигенцией и вообще с теми кругами, где наблюдается недовольство американской политикой и неприязненное отношение к Соединенным Штатам. Для установления контактов с интеллигенцией Рейшауэр использует свое профессорское звание и реноме ученого-востоковеда.

Японская печать подсчитала, что за три года на приемы в американское посольство было приглашено более 200 профсоюзных лидеров, которым Рейшауэр уделяет особое внимание. Многим руководителям профсоюзов, например, посольство предлагает послать детей учиться в Америку, разумеется, за американский счет. Вот несколько выдержек из книги Рейшауэра «Политика в Азии на поворотном пункте», характеризующих образ мыслей этого американского дипломата:

— Наряду с боевым оружием и экономическим оружием тем более следует использовать идеологическое оружие!.. Обратить сугубое внимание на средства устной и печатной пропаганды!.. Работая в Азии, необходимо использовать общеупотребительную терминологию коммунистов…

Оружие военной политики чрезвычайно дорогостояще и к тому же в конечном итоге малоэффективно… Экономическое оружие также поглощает массу денег, и выявление его эффективности связано с большими трудностями… Идеологическое оружие не только самое дешевое, но и самое эффективное… Чтобы достигнуть успеха в Азии, мы должны использовать все эти три стратегические средства, но наиболее важным из них является идеологическое…

***

Центром идеологической работы и пропаганды является так называемая информационная служба, находящаяся в ведении Информационного агентства Соединенных Штатов. Это правительственная организация, ведающая пропагандой за рубежом и находящаяся иод непосредственным руководством государственного департамента. Агентство было создано в 1953 году. В зарубежных странах, в том числе и в Японии, агентство имеет информационную службу, входящую в состав американских посольств.

Деятельность этой службы в Японии привлекла в последнее время внимание общественности этой страны. В 1963 году токийское отделение Союза журналистов агентства Киодо цусин решило проверить, что передается по японским телевизионным станциям, начиная от Хоккайдо на севере и кончая Миядзаки на юге. Был взят один день недели — пятница. Оказалось, что в 9 часов 30 минут вечера из 49 станций 41 передавала телевизионные фильмы американского производства, отобранные и рекомендованные американской информационной службой. Фильмы рекламировали американскую политику и идеологию, «американский образ жизни», американские моды и так далее.

Американская информационная служба в Японии, руководимая и направляемая послом, имеет свой штаб в огромном здании так называемого американского «культурного центра» в Токио. Руководитель этого центра по своему положению относится к числу самых высокопоставленных чинов посольств. Центр имеет в своем составе культурно-плановый отдел, отдел фильмов, а также отдел обмена студентами. За послевоенные годы в Соединенных Штатах побывали 50 тысяч японских студентов с целью ознакомления со страной или обучения в американских университетах.

Это интересно:  По дорогам Испании - камера путешествует (Советское фото, 1972 г.)

Токийский «культурный центр» осуществляет руководство и контроль за деятельностью других центров, разбросанных но всей Японии. Такие центры есть в городах Йокохама, Киото, Кобе, Канадзава, Нагоя, Ниигата, Осака, Саппоро, Сендай, Китакюсю, Хиросима. Кроме того, есть десяток японо-американских «совместных центров».

«Культурные центры» имеют библиотеки на английском и японском языках, имеют пресс-отделы и издательства, печатающие и распространяющие в Японии брошюры, журналы, фотоальбомы. Информационное агентство снабжает редакции японских газет и журналов сообщениями и статьями. Из Вашингтона ежедневно передаются в Токио по телетайпу «новости» в объеме 10 тысяч слов.

Информационная служба опекает огромную программу обмена печатной продукцией. В Японии ежегодно переводится 500—600 названий американских книг — половина всей переводимой на японский язык иностранной литературы.

В фондах американской информационной службы в Японии—55 тысяч документальных и учебных фильмов. По данным японской печати, в 1960 году американские кинофильмы были показаны публике в общей сложности 158 500 раз, а телевизионные фильмы — 1205 раз.

В обязанности «культурного центра» в Токио входит проталкивание на японские радиовещательные станции программ, подготовленных в Соединенных Штатах для вещания в Японии. Такие программы передаются в среднем 8 часов в неделю и затрагивают широкий круг вопросов, включая и пропаганду против социалистических стран, коммунистических и рабочих партий и других прогрессивных сил.

Формы и методы американской идеологической экспансии в Японии крайне разнообразны. Не последнюю роль в этом играют различные «фонды», организации и группы, субсидируемые американскими монополиями. «Фонд Форда», например, с 1954 года израсходовал в Японии около 500 миллионов иен. «Фонд Рокфеллера» тратит в Японии в год 360 миллионов иен, «Фонд Азии» — 216 миллионов иен. Действуют также «Панамериканский научный фонд», «Фонд Фулбрайта» и другие. Все эти «фонды» расходуют свои силы и средства, с одной стороны, на пропаганду все того же «американизма», а с другой — на подготовку проамериканских кадров и обработку японских ученых, писателей, молодежи и так далее. Именно через такие организации идет зачастую обмен учеными, студентами, организуется стажирование в Америке японских научных работников и разного рода специалистов.

Большое внимание уделяется созданию американских и смешанных японо-американских комитетов, научных центров, советов и так далее, которые ведут совместные исследования различных проблем, разумеется, с проамериканских позиций. Можно назвать «Японо-американский объединенный совет по вопросам культуры и образования». Создана огромная организация для «изучения японо-американских отношений», имеющая два отделения и 11 филиалов и привлекшая к своей работе многих видных японских историков. «Фонд Рокфеллера» выделил в распоряжение этой организации 9 миллионов долларов — это в 360 раз больше той суммы, которую ежегодно ассигнует японское правительство на изучение социальных наук!

Много денег вкладывают в пропаганду в Японии и американские религиозные организации. Так, например, Объединенный комитет христианской деятельности тратит в Японии свыше 30 миллиардов иен в год, а католическая церковь расходует 3,7 миллиарда иен только на проповеди.

Католическая церковь имеет в Японии разветвленный аппарат идеологической обработки масс. В ее распоряжении десятки начальных и десятки средних католических школ, а также 21 университет и колледж. Она имеет издательства, типографии, книжные магазины и киоски. Она проникает со своей пропагандой на японское радио, в японские газеты и журналы, на телевидение. Подсчитано, что католические миссионеры роздали японскому населению 80 миллионов экземпляров библий.

Среди 13 тысяч христианских служителей культа в Японии основной костяк составляют католические священники. Большинство их — американские миссионеры. Они не ограничиваются пропагандой «американского образа мыслей», а начиняют свои проповеди оголтелым антикоммунизмом. Действует эта публика, конечно, рука об руку с американским посольством.

Главные свои усилия американский пропагандистский аппарат в Японии направляет на борьбу с коммунистической идеологией. В широких слоях японского народа — в рабочем классе, среди интеллигенции и студенчества — социалистические идеи нашли самое широкое распространение. В стране издается все больше литературы, проникнутой идеями марксизма-ленинизма. В 1963 году, по свидетельству буржуазной газеты «Иомиури», тираж такого рода изданий составил около миллиона экземпляров. Это выводит из себя проповедников «американского образа мыслей», подвизающихся в Японии. Мистер Рейшауэр ставит перед собой непосильную и неблагодарную задачу «ниспровержения» марксизма. Выступая в американском сенате, он говорил:

— Нашим истинным врагом является «классический марксизм». Мы должны, не колеблясь, нанести по нему еще один удар…

В упоминавшейся уже книге «Политика в Азии на поворотном пункте» он пишет:

Это интересно:  Советский писатель в Дании - книжные новинки (1961 г., Новое время)

— Национализм вполне может быть назван ядерным оружием азиатской ситуации… С ним не в силах тягаться даже американский доллар… Азиатский национализм — величайший потенциальный оплот против коммунизма. И мы должны эффективно использовать представляющиеся в связи с этим возможности…

Но, как оказывается, японскую интеллигенцию не так легко обработать в духе того примитивного антикоммунизма, который проповедует Рейшауэр.

Сейчас уже можно подвести некоторые итоги идеологического наступления, предпринятого американским дипломатическим ведомством в Японии. Это наступление ставило целью вызвать в японском народе благожелательное отношение к американской политике, подорвать влияние прогрессивных, демократических сил и нанести удар усиливающемуся влиянию социалистической идеологии. А каков результат? По признанию самого Рейшауэра, японская интеллигенция стоит на такой позиции: «путь к прогрессу лежит через социализм».

Действительно, американские дипломаты натолкнулись на серьезный отпор. То группа прогрессивных ученых выступает против американских «фондов», поскольку их помощь рассчитана на использование японской науки в реакционных целях. То возмущенные зрители заставляют телевизионную компанию отказаться от демонстрации фильма, услужливо предоставленного ей американской информационной службой. То, как это случилось 12 апреля, японская печать поднимает большой шум вокруг заявления нынешнего председателя Социалистической партии Японии Сасаки по поводу высказывания американского посла в беседе с социалистами о том, что «Окинава не является территорией Японии».

Не удались американскому посольству и попытки склонить вправо профсоюзных лидеров СОХИО. Однажды в прошлом году Рейшауэр и приехавший в Токио министр труда Соединенных Штатов Уиртц пригласили на беседу в токийскую гостиницу Окура председателя СОХИО Каору Ота. Во время этой беседы Ота заявил:

— Мы согласны развивать обмен между профсоюзами Японии и Соединенных Штатов, однако, если американская сторона захочет использовать этот обмен для того, чтобы навязать представителям японских профсоюзов идеологию антикоммунизма, то такой обмен не будет иметь смысла…

Таким образом, в борьбе за умы японцев и за внедрение в них идей «американизма» Вашингтону не удалось торжествовать, победу.

В Японии не прекращается борьба против превращения страны в американскую атомную базу, против ввоза термоядерного оружия и захода американских атомных подводных лодок в японские порты.

Варварские бомбардировки Северного Вьетнама сделали японо-американский «договор безопасности» еще более ненавистным японскому народу, требующему ликвидации в стране американских военных баз и вывода американских войск. В интервью газете «Крисченс сайенс монитор», опубликованном 6 августа, Рейшауэр сказал, что многие японцы считают, что союз Японии с Соединенными Штатами является скорее источником опасности, чем безопасности.

— Тесные отношения с Соединенными Штатами, — заявил он, — стали казаться менее желательными для многих японцев, а борьба между левым и правым крылом в стране разгорелась с новой силой…

Так Рейшауэр подвел итог своей «гибкой» дипломатии. Как видно, не удалось ему путем идеологического наступления обработать японское общественное мнение в пользу вашингтонской политики.

 

Г. Жуйков

Новое время. внешнеполитический еженедельник. № 42 за 1965 г. (15 октября 1965)