2 октября кубинская Единая партия социалистической революции была переименована — в Коммунистическую партию Кубы. Этому предшествовали следующие события.
1 октября Национальное руководство Единой партии социалистической революции приняло решение о создании Центрального комитета партии (в составе 100 человек), Политического бюро, Секретариата и комиссий ЦК.
В Политическое бюро ЦК вошли Фидель Кастро, Рауль Кастро, Освальдо Дортикос, Хуан Альмейда, Рамиро Вальдес, Армандо Харт, Гильермо Гарсиа, Серхио дель Валье.
В Секретариат ЦК вошли Фидель Кастро, Рауль Кастро, Освальдо Дортикос, Блас Рока, Фауре Чомон, Карлос Рафаэль Родригес. Секретарь по организационным вопросам — Армандо Харт.
Созданы следующие комиссии ЦК: по вопросам революционных вооруженных сил и государственной безопасности (председатель Рауль Кастро), по экономическим вопросам (председатель — Освальдо Дортикос), конституционная комиссия (председатель — Блас Рока), комиссия по вопросам просвещения (председатель — Армандо Харт) и комиссия по внешнеполитическим вопросам (председатель — Османи Сьенфуэгос).
2 октября Центральный комитет на своем первом заседании утвердил состав Политического бюро, Секретариата и комиссий ЦК. Принято решение создать печатный орган партии — газету «Гранма». Она заменит газеты «Ой» и «Революсьон». Центральный комитет решил также переименовать Единую партию социалистической революции в Коммунистическую партию Кубы.
Премьер-министр Революционного правительства и первый секретарь партии Фидель Кастро, выступая в Гаване на митинге, посвященном пятой годовщине со дня создания Комитетов защиты революции, сообщил о том, что в конце будущего года будет созван первый съезд партии.
Чтобы правильно понять значение принятых решений, необходимо хотя бы в общих чертах проследить развитие революционного процесса на Кубе, процесса создания революционного авангарда кубинского народа, идущего по пути строительства социализма.
Своеобразие кубинской революции и внутриполитических условий в стране привело к тому, что создание единой марксистской партии начало осуществляться уже после победы революции и проведения важнейших революционных преобразований, в ходе строительства новой жизни. К моменту победы революции в 1959 году на Кубе были три революционные организации: Революционное движение 26 июля, Народно-социалистическая (коммунистическая) партия и Революционный директорат 13 марта. В результате сплочения сил революции, укрепления союза рабочего класса, крестьянства и революционной интеллигенции в середине 1961 года на основе этих партий было создано так называемое ОРО — Объединенные революционные организации, а с мая 1963 года — Единая партия социалистической революции Кубы, которая сейчас переименована в Коммунистическую партию Кубы.
Провинциальные и районные комитеты партии весной 1962 года начали создавать партийные ячейки на промышленных предприятиях, шахтах, в народных имениях, на стройках и в портах. Позднее, примерно с середины прошлого года, начали создаваться первичные парторганизации в армии, затем в государственных учреждениях, а в нынешнем году — ив учебных заведениях.
В настоящее время по всей стране уже имеется свыше 6 тысяч первичных партийных организаций, в которых состоит более 45 тысяч членов и 5 тысяч кандидатов партии.
Партийные организации создаются по территориально-производственному признаку. Структура органов партии такова: первичная партийная организация (ячейка), зональный комитет, районный комитет, провинциальный комитет и Центральный комитет Коммунистической партии Кубы.
Представляет интерес своеобразный метод приема в партию, который заключается в том, что сами трудящиеся на общих собраниях выбирают из своей среды лучших, «образцовых трудящихся», а из них уже партийные организации отбирают тех, кто действительно достоин быть членом партии. Решение о приеме в члены партии утверждается районным и провинциальным комитетами партии.
В речи на торжественном собрании в Гаване, посвященном созданию руководящих органов компартии Кубы, на котором присутствовали секретари провинциальных, районных, зональных комитетов партии и секретари первичных парторганизаций и которое таким образом явилось как бы конгрессом партии, Первый секретарь ЦК компартии Кубы Фидель Кастро, отмечая огромное значение этого решения в деле организационного сплочения рядов кубинских коммунистов, сказал, что это означает «более высокую ступень объединения и организации, на основе самой современной, самой научной и одновременно самой революционной и гуманной политической концепции», на базе марксизма-ленинизма.
Центральный комитет партии является широким и представительным органом. В него избраны те, «кто лучше всего представляет историю нашей революции, — сказал Ф. Кастро. — Те, кто как в борьбе за победу революции, так и в борьбе за упрочение, защиту и развитие ее сражались и работали упорно и неутомимо». Они представляют собой все революционные и общественные сектора — рабочих, молодежь, крестьян, массовые организации кубинского народа.
Центральный комитет партии будет осуществлять активную организационную и политическую деятельность на всех фронтах революционной работы — в области экономики, обороны, культуры, образования, улучшения социального положения народа, в организации партии и государства, а также в проведении внешнеполитической линии.
В этой же речи Ф. Кастро отметил важное значение переименования партии в Коммунистическую партию Кубы. Он сказал, что это отражает качественное развитие партии, рост революционного сознания се членов и цели революции.
А. Александров
Новое время. внешнеполитический еженедельник. № 42 за 1965 г. (15 октября 1965)