Через три дня после того, как правительство Стефанопулоса получило в парламенте вотум доверия, здесь стало известно, что в Грецию прибывает посол Соединенных Штатов Тэлбот. Это сообщение не могло не привлечь внимания. В течение семи месяцев Вашингтон проводил тактику шантажа и не назначал посла в Греции, намекая, что посол приедет в Афины только после того, как будут «нормализованы» греко-американские отношения.
Что же в Вашингтоне подразумевают под «нормализацией», и что сделало возможным появление в Афинах посла Тэлбота?
В Вашингтоне привыкли смотреть на отношения с правительством Греции как на отношения господина со слугой. Правительство Папандреу под давлением общественности проявило некоторую непокорность диктату Вашингтона. Оно отказалось послать греческих солдат во Вьетнам, отклонило натовский план решения кипрского вопроса, подписало известные соглашения с Болгарией. Для Вашингтона этого было достаточно, чтобы объявить греко-американские отношения «ненормальными». Короче говоря, существованием Греции сколько-нибудь демократического правительства было неприемлемо для американских империалистов, и они организовали заговор с целью свержения кабинета Папандреу. Сейчас американская пресса напоминает правительству Стефанопулоса, что ему пора «оплатить векселя». Ведь американцы израсходовали по меньшей мере 20 миллионов долларов на подкуп перебежчиков из «Союза центра»!
Вот уже более двух месяцев американские империалисты пытаются осуществить в Греции «доктрину Джонсона» и навязать стране удобный для себя режим. В условиях общего кризиса НАТО, вызванного перегруппировкой и новым соотношением европейских сил, американцы стремятся удержать Грецию в качестве своего бастиона в Европе, какой наша страна была во времена доктрины Трумэна.
На империалистов опирается греческая олигархия и двор. Они не примирились с новой обстановкой, сложившейся в результате побед демократических сил на выборах 1963 и 1964 годов и поражения партии ЭРЭ, этого оплота реакции. Их тревожил рост народного антифашистского, антиимпериалистического движения, активизация борьбы трудящихся за расширение демократических и экономических завоеваний и за ограничение грабительских привилегий иностранных и греческих монополий.
— Против меня была в заговоре вся финансовая олигархия, незаконные интересы которой не находили удовлетворения, — сказал Г. Папандреу, выступая в городе Лариса.
Сопротивление народа, неожиданное для организаторов этого заговора и июльского переворота, показало серьезность положения. Греческий кризис не является обычным кризисом буржуазного парламентского режима. Его оказалось невозможным решить в стенах парламента, за спиной народа, путем перегруппировок, сделок и комбинаций, потому что он явился результатом острейших противоречий между нацией — с одной стороны, и империализмом и горсткой плутократии — с другой. Образование правительства Стефанопулоса и сфабрикованный незаконными методами вотум доверия ему в парламенте не решают этого кризиса, а наоборот его обостряют.
Новое правительство — это правительство правых. И не только потому, что его премьер «правого» происхождения, — он был одним из лидеров Народной партии, наследницей которой стала ЭРЭ. И не только потому, что образ его мыслей и действий чисто «правый» и что он терпит при себе «наблюдателей» ЭРЭ. Это правительство правых прежде всего в силу той цели, ради которой оно создано, и той миссии, которая на него возложена черным фронтом империалистов и неофашистских правых сил. Против этих темных целей поднялся греческий народ, начиная с рабочего класса и кончая национальной буржуазией.
Одна из первых задач нового правительства заключается в подавлении народного сопротивления. Уличные митинги в Афинах запрещены. Правительство готовится взвалить на плечи народа новые налоги и уже заявило, что не предоставит трудящимся никаких льгот. Таким образом, политика кабинета Стефанопулоса с самого начала вступает в конфликт с интересами народа. Поэтому для каждого грека ясно, что новое правительство не будет долговечным. В этом уверены даже те, кто это правительство сформировал. Двор и американцы это знали заранее и уже готовят смену Стефанопулосу.
Политические наблюдатели в Афинах считают, что кабинет протянет не более пятидесяти дней — до 15 ноября, когда возобновятся заседания парламента. Демократическая печать сообщает, что во вторник 5 октября в беседе со Стефанопулосом король потребовал от него принятия срочных мер к прекращению «террора улицы», как называют во дворце народные демонстрации. Говорят, что Стефанопулос пока не решается прибегать к мерам грубого насилия, которых требует от него двор, и что в этом с ним согласен лидер «прогрессистов» Маркезинис. В противоположность им отступники Циримокос и Мицотакис настаивают на роспуске демократических организаций.
Правая печать открыто говорит о мерах, которых ждут от правительства Стефанопулоса: задушить народные демонстрации, разогнать организацию «Демократическая молодежь Ламбракиса», возродить полицейское государство, усилить экономическую эксплуатацию народа, подготовить условия для таких выборов, которые по существу явятся новым переворотом. А пока что правые подняли голову. Они формируют отряды террористов в деревнях и в городах, подготовляя новое насилие над волей греческого народа. «Страна находится в преддверии террористического наступления неофашистских правых сил», — предупреждает исполнительный комитет партии ЭДА.
Ясно, что, когда первый этап возрождения полицейского государства и подготовки условий для переворота «путем выборов» будет пройден, империалисты, олигархия и дворец выбросят Стефанопулоса на свалку истории, потому что их планы идут дальше. Они хотят создать «королевскую» партию и распустить все остальные партии, даже ЭРЭ. В лидеры нового режима прочат фашиста Пипикелиса и Мицотакиса. Под их руководством рассчитывают объединить реакционные силы. Но чтобы осуществить этот план, им надо сломить сопротивление народа. А это, конечно, дело более чем сложное.
Заговор реакции и империалистов грозит Греции серьезными испытаниями. В своей статье в газете «Вима» генерал Иорданидис говорит о возможности превращения Греции в новое издание Доминиканской Республики. Но Иорданидис предупреждает империалистов: как бы ни пришлось трудно Греции, победителем в конечном счете будет народ!
Игнорировать единственный справедливый выход — свободные выборы при конституционных гарантиях, которых требуют партии ЭДА и «Союз центра», — это значит только затягивать кризис. Греческий народ решительно настаивает на прекращении вмешательства империалистов, и прежде всего американских, во внутренние дела своей страны. Наши лозунги: «НАТО, долой из Греции!», «Долой американцев!».
Там, где американские империалисты не могут, как во Вьетнаме, развязать войну, они устраивают заговоры против демократии. Эта опасность приняла международный характер. Греки особенно чувствуют своевременность внесенного Советским Союзом в ООН проекта Декларации о недопустимости вмешательства во внутренние дела чужих стран и об обеспечении их суверенитета и независимости.
Аристос Грекос
Новое время. внешнеполитический еженедельник. № 42 за 1965 г. (15 октября 1965)