Письмо из Доминиканской Республики
Если бы вы приехали сейчас в Санто-Доминго, вы, конечно, были бы поражены внешним видом нашей столицы. Отвратительной оспой разрушений обезображено лицо этого старинного колониального города — одного из первых городов, выстроенных испанцами в Новом Свете. В первые недели нынешнего кризиса многие здания сильно пострадали от артиллерийского огня и бомбардировок с воздуха.
Сейчас город живет по существу в условиях вооруженного перемирия. С улиц убрали баррикады из мешков с песком, но в зоне, которую контролируют американские войска, по-прежнему остаются заграждения из колючей проволоки…
Взгляните на план доминиканской столицы: вот зона конституционалистов. Здесь отменен комендантский час, начали работать банки и государственные учреждения, открылись школы и магазины. В вечернее время улицы теперь освещены, а ведь больше пяти месяцев город по вечерам погружался во мрак, так как электростанция отключала городскую сеть.
В зоне конституционалистов выходят две ежедневные газеты: независимая «Патриа» и правительственная «Насьон». Обе они начали свое существование вскоре после восстания 24 апреля. Газета «Насьон» была официальном органом правительства полковника Кааманьо. Сейчас она—орган временного правительства Гарсиа Годоя. Типография, где печатается газета, принадлежит правительству.
Хотя положение, конечно, и нормализовалось, но все-таки Санто-Доминго живет очень напряженной жизнью. Иностранные войска все еще остаются в городе и даже не отведены в казармы либо в специально для них предназначенные районы. В зоне, контролируемой оккупантами, с десяти часов вечера действуют законы военного времени, и эта часть города вечерами кажется вымершей. Улицы здесь, особенно в северных районах, бывших ареной ожесточенных боев, патрулируют вооруженные солдаты в джипах. Оккупанты сохраняют также контрольные посты и сеть наблюдательных пунктов вдоль «пограничной линии».
Вооруженные силы Организации американских государств составляют в основном янки. Они, правда, не бесчинствуют, как раньше, но факт их присутствия в Санто-Доминго ободряет местную реакцию, и та бесчинствует, преследуя демократические элементы, в частности конституционалистов, провоцируя перестрелки, открывая стрельбу по мирным манифестантам и так далее. Поэтому, пока в Санто-Доминго остаются иностранные оккупанты, едва ли можно всерьез говорить об устойчивом урегулировании кризиса.
У многострадального Санто-Доминго есть свои маленькие и свои большие проблемы, связанные с постепенным возвращением жизни в нормальную колею. Вот пример. До начала нынешних событий в Санто-Доминго выходили две газеты — «Листин диарио» и «Карибе». Эти две крупные буржуазные газеты были по сути дела монополистами в области публикации текущей информации. Сразу после выступления конституционалистов рабочие обеих типографий потребовали от владельцев газет сообщать правдивую информацию о происходящих событиях. Те отказались. Тогда рабочие прекратили работу. С тех пор ни «Листин диарио», ни «Карибе» не выходят. Не выходят они и сейчас: рабочие и служащие требуют выплатить им заработную плату за время кризиса.
Основная проблема Санто-Доминго — это воссоединение военных, участвовавших в движении конституционалистов, с остальной частью вооруженных сил. От того, как скоро и успешно она будет разрешена, зависит по существу судьба мирного урегулирования кризиса. Но это зависит в свою очередь от трех вопросов, на решении которых настаивают конституционалисты.
Во-первых, они требуют удалить из вооруженных сил наиболее ненавистных народу военачальников, в том числе бывшего командующего военно-морскими силами, занимающего сейчас пост министра вооруженных сил, Франсиско Ри-вера Каминеро, командующего авиацией Хуана де лос Сантос Сеспедеса, начальника генерального штаба армии генерала Хасинто Мартинеса Аранья и начальника полиции генерала Эрмана Деспраделя Браче. Они руководили боевыми операциями против конституционалистов и организовали расправы с патриотами. Приказ бомбардировать столицу с воздуха 25, 26 и 27 апреля тоже был дан этими командирами. Конституционалисты считают, что они совершили преступление против народа, и требуют их изгнания из вооруженных сил.
Во-вторых, для воссоединения вооруженных сил требуется преодолеть существенные разногласия между двумя группировками. В старой армии процветали спекуляция, карьеризм, коррупция. Конституционалисты в качестве непременного условия реального воссоединения выдвигают требование реформы вооруженных сил с целью их оздоровления.
Следует сказать, что Пентагон старается помешать разрешению проблемы воссоединения вооруженных сил, опасаясь влияния конституционалистов, авторитет которых очень высок.
Между тем под прикрытием иностранных войск те, кто вчера подчинялся приказам Имберта, ныне производят аресты среди демократически настроенных доминиканцев. Те «гориллы», которые вчера расправлялись с населением рабочих кварталов Санто-Доминго, сегодня бесчинствуют во внутренних районах страны. Можно сказать, что доминиканские «гориллы» и американские генералы ходят след в след по кругу: «гориллы» проводят политику террора, чтобы создать предлог для оправдания присутствия войск интервентов, а интервенты, объясняют свое присутствие необходимостью поддерживать «общественный порядок». Вот почему требование конституционалистов о выводе иностранных войск поддерживают все слои населения.
Вторая основная проблема,стоящая перед страной и ее временным правительством,—это восстановление нормальной экономической жизни. Помимо невосполнимых потерь в людях (во время кризиса погибло в общей сложности более 3 тысяч человек, в большинстве своем гражданские лица), интервенция причинила стране огромный материальный ущерб. Замечу, что интервенты умышленно усиливали финансовый хаос. Они, например, ввезли в страну много фальшивых денег. Возвратившийся в страну бывший президент Хуан Бош заявил, что Доминиканская Республика должна потребовать через Международный суд возмещения ей агрессорами более миллиарда долларов — так велики размеры нанесенного ущерба! Между тем Доминиканская Республика сейчас считается должником Соединенных Штатов: формально ее государственный долг по займам составляет 365 миллионов долларов.
В стране с населением в 3,3 миллиона человек насчитывается сейчас около 400 тысяч безработных. Зависимость доминиканской экономики от американских монополий крайне осложняет ее экономическую жизнь. Сахар составляет основу доминиканской экономики. Виды на урожай сахарного тростника в этом году неплохие: судя по всему, страна, как и в прошлом году, произведет около 850 тысяч тонн сахара. Цена на сахар на мировом рынке низкая — 2.2 цента за англофунт. Но доминиканский народ теряет огромные суммы не по вине мирового рынка: большая часть нашего сахара идет в Соединенные Штаты, а они продают нам свои товары по очень высоким ценам. Как же нам, доминиканцам, не завидовать Кубе, у которой Советский Союз покупает сахар по ценам выше мирового рынка?!
Что касается политического положения, то здесь прежде всего надо сказать о противоречиях, существующих между тремя сторонами: Патриотическим фронтом, который находится в процессе создания, временным правительством Гарсиа Годоя и «гориллами», которых поддерживает Пентагон.
О целях и характере Патриотического фронта говорит его название. Предполагается, что в, нем будут участвовать Доминиканская революционная партия, которую возглавляет Хуан Бош, Революционная социал-христианская партия и три левые политические группировки — Движение 14 июня, Доминиканская коммунистическая партия и Доминиканское народное движение.
Но Патриотический фронт будет не просто объединением политических партий. Это по существу народное движение: в нем участвуют профсоюзы рабочих, ассоциации служащих, студенческие и крестьянские организации. На нынешнем этапе главные цели сил, выступающих за образование Фронта, состоят в том, чтобы добиться вывода иностранных войск, восстановить конституционный режим и навести порядок в вооруженных силах, ограничив их влияние на политическую жизнь страны.
«Гориллы» и стоящий за ними Пентагон, напротив, стремятся сохранить существующую напряженность. Они подогревают провокации против конституционалистов, террор, противодействуют стремлению народа закрепить демократические завоевания, зафиксированные в «Институционном акте».
Что касается временного правительства, то оно находится, как гласит старинная испанская пословица, между стеной и острием шпаги. К тому же за шпагу «горилл» цепляется и доминиканская олигархия, недовольная временным президентом Гарсиа Годоем, который обязался гарантировать народу основные демократические свободы.
Приезд в Санто-Доминго бывшего президента Хуана Боша внес новый элемент в политическую ситуацию. Бош очень популярен и, поскольку он выступает за вывод иностранных войск и возмещение материального ущерба, нанесенного интервенцией, его позиция, несомненно, будет способствовать сплочению демократических сил в борьбе против «горилл» и олигархии. Предстоят еще серьезные битвы за конституционный режим и основные демократические свободы, потому что «гориллы» открыто заявляют, что они не намерены оставлять своих командных позиций. Генерал Имберт не выходит из своего дома, но это отнюдь не означает, что он отказался от вмешательства в политику. Недавно он созвал совещание военных лидеров, на котором присутствовали Франсиско Ривера Каминеро, Хуан де лос Сантос Сеспедес и другие.
Нынешняя расстановка политических сил в Санто-Доминго — явный признак того, что борьба будет продолжаться. И одним из ее основных факторов будет необычайно выросшее политическое и национальное сознание нашего народа. Мне кажется, что восстание 24 апреля — до некоторой степени и. конечно, с большими оговорками — можно назвать буржуазно-демократической революцией. Руководство им было в руках либеральной буржуазии, а основную тяжесть борьбы вынес организованный рабочий класс.
Интервенция янки против Доминиканской Республики еще раз показала нашему народу, где его главный враг и где его друзья. Особую благодарность мы, доминиканцы, питаем к Советскому Союзу за его благородную и принципиальную позицию в Организации Объединенных Наций. Выступления советского представителя Н. Федоренко на заседаниях Совета Безопасности записывались в Доминиканской Республике на пленку и потом по требованию населения неоднократно передавались по радио.
Мир сейчас не безразличен к судьбе доминиканского народа. Честные люди на нашей стороне, и это воодушевляет нас, придает нам силы в нашей борьбе.
Онорато Хименес, доминиканский журналист
Новое время. внешнеполитический еженедельник. № 42 за 1965 г. (15 октября 1965)