Барози и Ансалони? Даже в Италии, не говоря уже об остальном мире, мало кому известны их имена. Между тем, эти люди, равно как и кое-кто из их коллег по ремеслу, весьма важные и влиятельные фигуры в области итальянского вокального искусства.
Чем же занимаются Барози, Ансалони и К°, никогда близко не подходившие к рампе?
Частичный ответ на этот вопрос могло бы дать расследование заявления, которое подал в миланский суд певец Зеккильо. Этот молодой артист, сценические и вокальные данные которого получили неплохую оценку в прессе, не смог пробиться на сцену. Причина? Зеккильо отказался прибегнуть к услугам посреднических агентств.
Для любого западного актера выступить на итальянской сцене, особенно в миланском театре Ла Скала, значит получить путевку на лучшие подмостки мира. Но как попасть в Ла Скала?
— Хорошо петь, — скажет неискушенный читатель. Увы, как видно из заявления Зеккильо и многих других фактов, приведенных итальянским журналом «Вие нуове», этого далеко недостаточно.
Официально считается, что распределением вакансий в театрах занимаются специальные государственные учреждения. Однако их деятельность — сущая фикция. В этом легко убедиться, по словам «Вие нуове», если наведаться в начале и конце театрального сезона в галерею Виктора-Эммануила на улице Биффи в Милане. Здесь толкутся певцы и оркестранты. Тут же можно встретить и Барози с Ансалони — хозяев крупнейших посреднических бюро, а в сущности — вымогателей.
Актер может получить место в театре лишь при условии, если согласится отчислять в их пользу значительную часть гонорара. Бывали случаи, когда певец подолгу не получал ни гроша: его вознаграждение целиком присваивалось посредниками.
Конечно, такие случаи нелегко подтвердить юридически. Какой артист станет признаваться, что он получил работу на столь унизительных условиях?
Некоторые актеры восставали против засилья театральной мафии, но это для них плохо кончалось Пример тому — история Серджо Вианелло. Некогда известный тенор, он часто давал сольные концерты и исполнял ведущие роли даже в Ла Скала. В один прекрасный день Вианелло надоело субсидировать рэкетиров, и он перестал платить им дань. Возмездие не замедлило последовать: театральная мафия добилась того, что имя этого певца исчезло из списка солистов. Уже несколько лет Вианелло поет в хоре…
Новое время. внешнеполитический еженедельник. № 50 за 1965 г. (10 декабря 1965)