Перемены на Филиппинах (1965 г., Новое время)

ФИЛИППИНЫ

На исходе нынешнего года — 30 декабря — в Малаканьянский дворец в Маниле, который служит резиденцией филиппинского президента, вселится новый хозяин. В результате президентских и парламентских выборов, состоявшихся на Филиппинах 9 ноября, новым президентом страны станет Фердинанд Маркос, вице-президентом — Фернандо Лопес. Оба — кандидаты находившейся до сих пор в оппозиции партии националистов. Этой же партии досталось шесть из восьми мандатов в сенате, который переизбирался на одну треть. Массы избирателей отвергли откровенно реакционную антинациональную политику прежнего правительства либеральной партии и ее лидера, бывшего президента Диосдадо Макапагала, опиравшегося на прямую поддержку американского империализма.

Влияние результатов выборов на политическую жизнь Филиппин станет более понятным, если представить себе ту обстановку, в которой развертывалась избирательная кампания нынешнего года.

…Вулкан Тааль, величественно вздымающийся посреди озера неподалеку от Манилы, долго молчал но в последние дни сентября внезапно разразилось извержение катастрофической силы. Погибли многие сотни жителей окрестных деревень, тысячи остались без крова и пищи. Через некоторое время в пострадавший район, к большому удивлению крестьян, — они не привыкли, чтобы о них заботились в беде, — из столицы поступила продовольственная помощь. Но истинные мотивы этой заботы стали ясны, когда в одних пакетах с продуктами обнаружились листовки, призывающие голосовать за кандидатов правящей либеральной партии, а в других— предвыборные плакаты ее соперников.

Эта спекуляция на народном горе не только характеризует цинизм филиппинских буржуазных политиканов, но и отражает одну из особенностей прошедшей избирательной кампании: если раньше кандидаты в президенты в первую очередь искали поддержки американского капитала и американской военщины, то ныне партиям господствующего класса — либеральной и националистической — приходится прислушиваться к общественному мнению собственной страны и заигрывать с широкими массами избирателей. На это их толкало растущее национальное движение, значительно более широкое по своему социальному составу, нежели повстанческое движение «хуков», подавленное десяток лет назад при военной помощи американского империализма.

Теперь к рабочим и крестьянам, выступающим против империалистического гнета, присоединились многие предприниматели, студенты, интеллигенция. Даже известная своей консервативностью ма-нильская пресса призывает к изменению неравноправного характера отношений Филиппин с Соединенными Штатами. Прежде всего печать требует пересмотра фи-липпино-американского торгового соглашения (известного под названием соглашения Лауреля—Лэнгли) и договора 1947 года о военных базах.

Это интересно:  Спор о Гибралтаре (1966 г., Новое время)

Кампания против договора о военных базах началась с требования изменить отдельные, наиболее одиозные его статьи. Сейчас патриотическая общественность идет дальше. Даже некоторые депутаты конгресса выступают за полную ликвидацию всех американских баз и военных сооружений.

Экономическое засилье Соединенных Штатов также вызывает растущий протест. Особенно — положение о предоставлении американским вкладчикам капитала «равных прав» с филиппинскими предпринимателями, фигурирующее в торговом соглашении с США, срок которого истекает, лишь в 1974 году. Этот пункт со-глашения создал американским монополиям привилегированное положение, позволившее им сохранить и расширить контроль над многими отраслями филиппинской промышленности, коммунальным хозяйством, банковским делом, оптовой торговлей и плантационным хозяйством. Местные предприниматели и их организации все более настойчиво требуют отменить разрушительное для национальной экономики «равенство» с американскими магнатами.

Напряженная обстановка в стране, явный рост антиимпериалистических настроений заставили одно время лавировать даже президента Макапагала, избранного в 1961 году при прямой американской поддержке. Он, в частности, пошел на некоторое сближение с Индонезией. Филиппины и Индонезия опубликовали ряд совместных деклараций против колониализма, заявили об обоюдном нежелании быть втянутыми в военные действия, направленные против других стран Азии, и заключили соглашение об экономическом сотрудничестве.

Однако под давлением Вашингтона активный сторонник новой политики министр иностранных дел Сальвадор Лопес вскоре был заменен американским ставленником Мауро Мендесом. Реакционная пресса, поощряемая из-за океана, развернула антикоммунистическую и антииндонезийскую кампанию. Генералы Пентагона завели разговоры о необходимости для Соединенных Штатов получить новые базы на южных островах Филиппинского архипелага, якобы нужные для противодействия «военной угрозе» со стороны Индонезии.

В экономической области Соединенные Штаты также перешли в контрнаступление. Американская торговая палата на Филиппинах бесцеремонно потребовала не только не пересматривать договор о «равенстве прав», но и продлить его сверх обусловленного срока.

Американский нажим возымел действие: перспектива потерять поддержку Соединенных Штатов не улыбалась Макапагалу, решившему вновь выдвинуть свою кандидатуру на президентский пост. Он снова вернулся к откровенно проамериканскому курсу.

Это интересно:  Филиппины (1987 г., Страны мира)

Американские империалисты могли быть довольны предвыборной позицией либеральной партии. Некоторое время оставалось неясным, как-поведет, себя оппозиционная партия националистов. В качестве ее наиболее вероятного кандидата в президенты первоначально фигурировал Фернандо Лопес — политический деятель, опирающийся на местных промышленников и не раз выступавший в защиту суверенитета и национальных интересов страны. Однако в последний момент он был заменен Фердинандом Маркосом, спешно перешедшим для этого из либеральной партии в националистическую (такие перебежки накануне выборов — обычное явление в филиппинской политической жизни). Ф. Лопес был выдвинут кандидатом на пост вице-президента.

Рядовым избирателям нелегко было сделать свой выбор, Макапа-гал хоть и не скрывал своей приверженности проамериканскому курсу, но при этом щедро оснащал свои речи социальной демагогией. Маркос тоже охотно апеллировал к широким массам, но одновременно не оставлял надежды заручиться и американской поддержкой, для чего сделал ряд весьма двусмысленных заявлений.

Как водится в таких случаях, соперничавшие кандидаты без стеснения поливали друг друга грязью.

Однако сколь ни сбивала людей с толку подобная кутерьма, сколь ни была двойственной платформа основных претендентов, решающую роль в исходе выборов сыграл в конечном счете тот факт, что четырехлетнее правление либеральной партии ничего не дало народу. Не могла эта партия снять с себя ответственность и за потакание грабительской политике американских монополий, за рост в стране безработицы и нищеты, за изоляцию Филиппин от независимых стран Азии.

Едва ли не самый сильный ущерб избирательным шансам либеральной партии нанес сам президент Макапагал, который счел нужным за три дня до выборов изложить на пресс-конференции основные цели своего правительства на следующие четыре года (в победе на выборах он не сомневался). Среди этих целей Макапагал на первое место поставил сохранение «тесного союза с США». Одновременно президент обвинил партию, националистов в «прохладном отношении к Соединенным Штатам». Но именно это и подняло среди филиппинцев популярность его соперников.

Не помогли правящей партии и традиционные для Филиппин методы предвыборного террора: по данным полиции, за время избирательной кампании было убито 44 человека; 17 с лишним тысяч полицейских, приведенных в состояние круглосуточной боевой готовности, призваны были подкрепить избирательные позиции правящей партии. Но возмущение масс антинациональным курсом Макапагала оказалось слишком велико. Либеральная партия после четырехлетнего пребывания у власти получила отставку.

Это интересно:  Пропащие годы - заметки из международной жизни (1962 г., Новое время)

Судя по первым заявлениям вновь избранного президента Маркоса, вряд ли можно предполагать, что его правительство значительно изменит политический курс Филиппин. Однако так или иначе сам итог филиппинских выборов свидетельствует об известном ослаблении позиций американского империализма в одном из самых важных его бастионов в Азии.

 

Уильям Дж. Помрой

Новое время. внешнеполитический еженедельник. № 50 за 1965 г. (10 декабря 1965)