О встрече в Ташкенте (1965 г., Новое время)

ИНДИЯ, ПАКИСТАН

Прошло уже два с половиной месяца с тех пор, как Индия и Пакистан откликнулись на призыв Совета Безопасности и пришли к соглашению о взаимном прекращении огня. Однако, как свидетельствуют официальные заявления Дели и Равалпинди, в районах соприкосновения индийских и пакистанских войск продолжаются вооруженные стычки. Список жертв увеличивается. По заявлению представителя министерства обороны Индии, общее количество убитых с обеих сторон солдат и офицеров с начала конфликта превысило 8 тысяч человек.

Вместе с тем в тучах, нависших над Индостаном, начали мало-помалу появляться просветы. Хотя по-прежнему нет недостатка во взаимных упреках и обвинениях, все же тон высказываний государственных деятелей и печати обеих стран в последнее время стал более сдержанным: берут верх здравые соображения о необходимости, наконец, мирно урегулировать разногласия и противоречия, отвести угрозу новой братоубийственной войны.

Эти первые признаки перемен общественность связывает с решением премьер-министра Индии Лал Бахадура Шастри и президента Пакистана Мохаммеда Айюб Хана принять предложение советского правительства о посредничестве и встретиться на нейтральной почве — в Ташкенте, чтобы попробовать найти пути к мирному урегулированию.

Премьер-министр Шастри 5 декабря выразил надежду, что переговоры в Ташкенте «пройдут без осложнений». Пакистанский министр иностранных дел Бхутто за три дня до этого заявил, что Пакистан возлагает «разумные надежды» на ташкентское совещание.

Встреча в столице советского Узбекистана произойдет скорее всего в начале января будущего года, после поездки Айюб Хана в Соединенные Штаты и в Европу. Предполагаемый визит Шастри в Вашингтон состоится, по-видимому, уже после ташкентских переговоров.

По сведениям агентства Индиа пресс эйдженси, руководители Индии и Пакистана выразили готовность обсудить в Ташкенте «весь спектр» вопросов, связанных с индийско-пакистанскими отношениями, включая и едва ли не главную причину разногласий — кашмирскую проблему. В интервью редактору еженедельника «Блитц» премьер-министр Шастри заявил: «Мы не пытаемся уклониться от обсуждения какой-либо проблемы. Однако нельзя отрицать, что первый и самый важный вопрос, требующий немедленного решения, — это вопрос о нынешнем беспокойном перемирии на всей линии прекращения огня».

Это интересно:  Волосяное эмбарго - заметки из международной жизни (1962 г., Новое время)

На ташкентскую встречу возлагают большие надежды все друзья индийского и пакистанского народов, все, кто стремится к скорейшему установлению на Индостанском полуострове спокойной, мирной атмосферы. Бросается в то же время в глаза, что влиятельные империалистические круги крайне недовольны перспективой переговоров между руководителями Индии и Пакистана. Как сообщила делийская газета «Патриот», во время недавнего пребывания в Вашингтоне индийского министра С. К. Патила министр обороны США Макнамара заявил ему от имени американского правительства, что Индия не должна принимать советское предложение о встрече в Ташкенте. Макнамара будто бы даже пригрозил, что Соединенные Штаты не признают никакого достигнутого там урегулирования.

Прав индийский еженедельник «Нью эйдж», который пишет, что «империалисты хотят одного: обеспечить такое положение, при котором сохранялась бы напряженность и они имели бы больше возможностей для вмешательства в наши внутренние дела и для эксплуатации нашего народа».

У противников урегулирования индийско-пакистанских отношений находятся и другие единомышленники, в том числе и среди экстремистских кругов Индии и Пакистана. Однако пресса этих стран в большинстве своем высоко оценивает инициативу советского правительства, искреннее стремление Советского Союза помочь мирному решению конфликта в Индостане. Индийский журнал «Линк» пишет: «Советский Союз… с самого начала призывал к переговорам между Индией и Пакистаном, исходя из убеждения, что мирная встреча двух сторон за столом переговоров без постороннего вмешательства будет самым коротким и простым путем к установлению мира. Руководствуясь именно этой надеждой, премьер-министр Косыгин предложил провести встречу между Шастри и Айюб Ханом в Ташкенте».

Достижение полной договоренности о нормализации отношений между Индией и Пакистаном — дело, конечно, нелегкое. Однако уже самый факт согласия двух правительств на встречу в Ташкенте представляет собой важный шаг вперед.

Это интересно:  Дракон острова Комодо (1962 г., Новое время)

 

А. Усватов

Новое время. внешнеполитический еженедельник. № 50 за 1965 г. (10 декабря 1965)