Независимая Уганда (1962 г., Новое время)

УГАНДА

9 октября будет провозглашена независимость Уганды — второго после Танганьики британского владения в Восточной Африке, сбрасывающего колониальное иго.

В Уганду входят четыре феодальных княжества: Буганда, Бунь-оро, Анколе и Торо. Самое крупное и экономически развитое княжество — Буганда. Во главе его стоит феодальный правитель (кабака). При нем действует местный парламент — лукико, состоящий в основном из представителей феодальных кругов княжества. Примерно такова же структура «туземных властей» и в других княжествах.

Феодальные элементы Уганды служили опорой британского колониального господства в этой стране. Они составляли костяк системы косвенного управления, применяемой британскими властями в тех владениях, где они не могли опереться на такие группировки, как европейские колонисты (в Уганде число таких колонистов ничтожно). Суть системы косвенного управления сводилась к использованию вождей местных племен в качестве колониальных чиновников, состоящих на жаловании у британского губернатора. Сохранение института феодальных владык, феодального землепользования и других атрибутов феодализма создавало благоприятную среду для местнических и сепаратистских настроений, для междоусобиц, которые отвлекали народ от борьбы за национальное освобождение, тормозили -рост политического самосознания народа.

Тем не менее патриотические силы одержали в последние годы ряд важных побед. В 1960 году они добились расширения состава законодательного совета Уганды (совещательного органа при губернаторе, имевшего ограниченные законодательные функции); отказа колониальных властей от «гарантий прав неафриканского меньшинства» (на основе этих «гарантий» за европейцами, составляющими ничтожное меньшинство в колонии, резервировалось более одной трети мест в законодательном совете); согласия на проведение выборов.

Колонизаторы пытались взять реванш, спровоцировав в конце 1960 года отделение от Уганды провинции Буганда, то есть применили тактику, аналогичную той, какую империалисты осуществили в Конго, отколов от него Катангу. Этот шантаж, безусловно, отразился на результатах выборов в законодательный совет, проходивших в марте 1961 года.

На выборах основная борьба развернулась между крупнейший партией африканцев — Народным конгрессом, возглавляющим освободительную борьбу в Уганде, и демократической партией. Послед няя находится под сильный влия-нием католической церкви, зависит в значительной мере от помощи католических миссий и школ. Лидер демократической партия Бенедикто Киванука — католик и муганда (гражданин Буганды).

Народный конгресс Уганды пользуется поддержкой широких народных масс. Его лидер. 36-лет-ний Аполло Мильтон Оботе (в прошлом школьный учитель), главную свою цель видит в создании объединенной, независимой Уганды.

Это интересно:  Занзибар - фотографии (1965 г., Новое время)

Народный конгресс имеет тесные связи с профсоюзами Уганды. Один из вице-председателей этой партии — Луанде — председатель Конгресса профсоюзов Уганды.

Выборы в марте 1961 года принесли победу демократической пар тии, получившей 43 места Народный конгресс получил 35 мандатов. Перевес демократической партии обеспечили голоса избирателей из Буганды (20 мест). Последующие события показали, что успех демократической партии был непрочным.

В октябре 1961 года в Лондоне состоялась конференция по вопросу о будущем Уганды. Национальные силы добились принятия решения о ликвидации колониального режима в Уганде в 1962 году. Англия дала на это согласие, так как рассчитывала найти в стране силы, — с помощью которых она смогла бы сохранить за собой косвенный контроль над страной. Однако на сей раз коло-низаторы просчитались. На новых выборах в Национальное собрание, состоявшихся 25 апреля 1962 года, партия Кивануки потерпела поражение.

Народный конгресс Уганды собрал 65 процентов голосов и получил 37 мест в собрании. Демократическая же партия получила только 22 мандата. 21 место досталось партии Кабака екка («Король превыше всех»), созданной в октябре 1961 года и представляющей интересы феодальных кругов Буганды.

Два места предоставлены королевству Торо, население которого не участвовало в апрельских выборах, так как феодалы Торо требуют предоставления их королевству автономного статуса.

Народный конгресс, хотя и вышел на выборах на первое место, не смог добиться абсолютного большинства в парламенте. Он заключил рабочее соглашение с Кабака екка. Эта коалиция располагает 58 из 82 мест. Премьер-министром стал Мильтон Оботе.

В июне 1962 года в Лондоне состоялась вторая конференция по Уганде. На конференции рассматривались два вопроса: о государственном устройстве независимой Уганды и о так называемых «потерянных округах».

В связи с первым пунктом повестки дня стал вопрос: будет ли Уганда унитарным государством пли федерацией? Представители княжеств Торо, Буньоро и Анколе, в которых в общей сложности проживает треть населения страны, настаивали на том, чтобы им была предоставлена такая же автономия, какой пользуется Буганда. Эту точку зрения в общем поддерживали и английские представители, полагающие, что превращение Уганды в федерацию ослабит позиции центрального правительства, сформированного Народным конгрессом, и создаст возможность для вмешательства в дела этой независимей страны.

После долгих споров было, решено принять федеральную структуру. Однако Буганда добилась некоторой привилегии по сравнению с остальными княжествами. Положения, определяющие отношения княжеств с центральным правительством, решено включить в конституцию Уганды, тогда как у Буганды будет своя конституция, рассматриваемая как дополнение к конституции всей страны. Уступкой сепаратистским элементам, безусловно, явилось и решение создать, наряду с центральными, региональные полицейские силы, подчиненные региональным правительствам.

Это интересно:  Гора родила мышь - заметки из международной жизни (1962 г., Новое время)

Суть второго вопроса, обсуждавшегося на конференции, состоит в следующем. В конце прошлого века британские власти передали шесть принадлежавших княжеству Буньоро округов (графств) Буганде — в награду за помощь, которую она оказала Англии в подавлении мятежа племен. На октябрьской конференции 1961 года вожди Буньоро потребовали эти округа обратно. Буганда отказалась. На июньской конференции вожди Буньоро возобновили свои требования, настаивая на возвращении им «утраченных округов». Спор этот конференция так и не смогла уладить. Было достигнуто лишь временное решение: два округа передаются под управление центрального правительства до референдума, в остальном положение не меняется. Таким образом, в Уганде сохраняется очаг напряженности, искусственно созданный колонизаторами.

Колонизаторы оставляют в наследство независимой Уганде ряд других проблем. Наиболее важная из них — проблема ликвидации экономической отсталости. Экономика Уганды зиждется в основном на крестьянском хозяйстве. Крестьяне производят кофе, хлопок, чай, сахар и табак. Скотоводство и рыболовство составляют важные элементы экономики, так же, как экспорт рыбы, шкур и кожи. Имеются небольшие предприятия горной (добыча медной руды, идущей на экспорт) и текстильной промышленности.

Командные посты в экономике Уганды находятся в руках английских монополий. По данным Восточноафриканского статистического управления, «общая сумма личных доходов и доходов компаний» возросла с 82 600 000 фунтов стерлингов в 1954 году до 102 200 000 в 1959 году, то есть увеличилась на 23 процента. В то же время более 60 процентов африканских рабочих, занятых в частной промышленности, получают менее 80 шиллингов в месяц (включая пайки и пособия). Причем жизненный уровень трудящихся продолжает падать. По данным английской газеты «Таймс» (номер от 14 июня 1962 года), доход на, душу населения Уганды с 1955 по 1960 год сократился с 23 фунтов 16 шиллингов в год до 22 фунтов 16 шиллингов.

Замена европейцев африканцами в государственных учреждениях — одна из первоочередных проблем, стоящих перед новым правительством.

Это интересно:  Опасное лекарство - колоссальный внешний долг страны (1961 г., Новое время)

В марте этого года английское правительство сообщило, что предоставит Уганде помощь в 14,5 миллиона фунтов стерлингов, из них 6 миллионов для выплаты компенсации государственным служащим-европейцам, покидающим свои посты. Это стимулирует их отъезд из Уганды. Но английское правительство не проявляет никакого желания предоставить займы и субсидии для подготовки африканских кадров.

Специальная правительственная комиссия Уганды провела большую работу, добившись того, что половину всех руководящих постов в государственном аппарате к моменту провозглашения независимости будут занимать африканцы. Комиссия рекомендовала также «готовить больше женщин-африканок на правительственные посты и уделять больше внимания преподаванию в школах» с тем, чтобы в короткий срок заменить иностранных специалистов африканцами. Правительство Оботе осуществило ряд мер, направленных на оздоровление экономики страны.

Идрис Кокс

Новое время. внешнеполитический еженедельник. № 41 за 1962 г. (5 октября 1962)